Перейти к содержанию
Авторизация  
ManiA

Бродский И.А. "Нобелевская лекция" (в сокращении)

Рекомендуемые сообщения

@ManiA, вообще-то в этой теме лучше не касаться "сверх-естественного" или мистического. Я повторю, что за это Нобелевскую премию не дают. Надо стараться придерживаться курса, чтобы совсем не потеряться. :D За Эйнштейна и Паскаля мы ответственность нести не можем, но через них и их откровения мы узнаём себя. Если ты станешь внедряться в источник, который порождает мысли, то это лучше делать молча и наедине. Тогда ты увидишь, как все имена станут фикцией, да и слова постепенно тоже, но будут настойчиво указывать в одну точку сборки. И в этом случае мантры, молитвы и... ещё чего там вспомнил Горьярд...помогут быстрее.

 

Давай вернёмся к Нобелевской лекции и литературе. А если идти к ведической литературе, то Нобелевку вместе с литературой придётся сбросить со счетов. )))

 

 

 

то, думается, вопрос  крайне сложный и без первоначального прочтения классики  здесь не обойтись.

 

Да, возможно, что без классики не обойтись. Вся классика построена на языке бога, единства, структуриющего ум, кристаллизуещего ум и выводящего его за пределы - в интуицию.  Мориак отметил, что многие знания делают ум сильным, способным к наблюдению себя: 

 

просто невероятно (но, однако, это правда), что меня всегда одолевал хмельной пыл полемиста, который затыкает рты противникам и отнюдь не заботится о том, чтобы переубедить их, расположить к себе, а только стремится победить их.

 

В какой-то миг ты отчётливо это видишь, и тогда ум вступает в противоречия с самим собой, потому что сталкиваются два направления - внутреннее и внешнее знание, стремящегося к синтезу, союзу в себе. Но именно эти противоречия и описывает классика. Ты начинаешь не только слышать (говорить, повторять), но и видеть. А видеть - это то самое противоречие, которое перешло извне внутрь. Ты уже не можешь и не хочешь перекрикивать, стремиться к словесной победе. Ум стихает в обнаружении равности - я пришёл к тому, о чём говорил, к тому, что в меня заложили, "зомбировали". В эти "минуты" ты осознаёшь самовнушение. И спрашивается: а кому я тогда всё это говорю, кому доказываю что-то? И здесь случается ступор или "стоп", и внимание перенаправляется целиком внутрь себя. И в этом развороте ты опять узнаёшь в себе всех пророков и святых. И всё! ))) Дальше поезд не идёт. Это предел познания в сравнении, предел роста. Путь возвращается в исток и устремляется внутрь, в корень древа знания. И здесь начинается сама простота в сложности, о которой можно сказать, что тебе придётся остановить ментальное мышление, остановить махину колеса сансары. А это не только рассказы в уме о себе. Это сравнительно просто - прекратить мысли о себе, останавливая их. Нужно будет "убить", игнорировать все самоописания чувственности, чтобы избавиться от наблюдателя. И это та самая тонкая сфера, наинтончайшая, в которой стирает саму эту границу "я", эту заставу, содержащую в себе все выводящие пути творимой вселенной.

 

И это не просто "подготовленный читатель", это готовность к смерти себя, к которой ум не готов. Прийти к суперэго, к высшему "Я" или богу - это ум может в подготовленности читателя. Но дальше - ни-ни, дальше слов не сдвинешься, пока не умрёшь. Если ты не знаешь, куда грядеши, то я знаю. Потому заранее предупреждаю: мы вылезем из темы и никуда не войдём, не впишемся в рамки даже данной темы, в которой мы позволяем себе всё. 

 

Почему я тебя предупреждаю? О том спроси Альтер Эго - почему она взяла себе такой ник и сказала: "Баста!" ))) Я буду подталкивать твою резвость и желание знать, но ум дальше суперэго не пустит. Дальше - путь только в одиночку и на добровольном самопожертвовании ради истины. Моё дело - сторона. Я заведу и брошу тебя в тёмную медитацию, из которой выходя для тебя не будет, как только через преображение. Потому вернёмся к литературе и желательно подальше от этого желания, на которое указывает Паскаль вместе с Мориаком. )))


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

Что может быть тоньше гуманизма поэта... Романтику прошлого не вернуть. Мир сошел с ума - единственный способ выжить - тоже сойти с ума.

 

Бедный мальчик. Тебя лишили романтики? Скажи - кто? - мы его накажем. )))


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

Тетенька, лучше верните дедушку Фромму

 

Я вернула тебе из обращения только "мальчика", которого ты использовал недавно на форуме, как образ в беседе с одним из форумчанинов. :D  А дедушку тоже можно вернуть, потому что он не где-то "там", а внутри тебя. И возродиться он может только тобой.

 

Если тебе нужен новый ник, имя или псевдоним, то это произойдёт легко. Для этого нужна только регистрация возрождения  на форуме. Если это наделит тебя счастьем в полной мере, то само желание не встретит больших препятствий на пути верности имени. Имя вернётся.

 

Если тебе нужен образ дедушки, то это возможно и в образе тела. Ты это когда-нибудь узнаешь в себе, когда тебя назовут "дедушкой". Пережив сотни опытов-откровений, ты станешь дедушкой, телом, носящим сотни покровов-образов себя. Они будут бременем, несущим саму тяжесть и раскрывающим сами опыты в неосознанности лишь одной стороной - болью и страданием. Имя этому откровению известно тебе. Это "букет болезней". И в осознанности тебе это возвращение не нужно, не нужно страдание. 

 

Тогда что нужно в возврате? То, что тебя наполняет жизнью. Самонаполнение возможно только в самоотдаче. И во образе Фромма ты ищешь это - самоотдачу света знания. Если бы Фромм молчал и утаивал знание, ты не знал бы никакого Фромма. Тебе нужен ум, мысли, которые пробуждают жизнь в знании, в акте жизни, ведут к действию. Разве тебе нужен идол, авторитет, Молох? Ты знаешь в себе, что жертва авторитету тебе не даёт даже слов, чтобы выразить полноту любви. Эта жертва пассивна и подобна смерти. Потому вот эта самая просьба о возврате - это только дань тому, что умерло. Романтика в тебе умерла, любимый Фромм тоже. Ты служишь ...смерти! Потому ты сидишь и ждёшь, когда тебе вернут всё то, что было открыто в самом акте любви - в отдаче. Но ты ждёшь кого-то, кто придёт и всё это вернёт. А этот "кто-то" живёт теперь в тебе. В тебе ЖИВУТ откровения, которыми ты полон, и они ждут открытия. Ты ничего не можешь, как только осознать эту простую истину: ты знаешь в себе то, что тебя окрыляло и дарило путь любви. И эти откровения ты можешь теперь только отдать.

 

Это нужно осознать, глубоко всмотревшись в самоё себя. Ты не можешь вернуть то, что уже в тебе есть, открыто. Ты это можешь только отдать, совершив сам акт любви в действии. Только так совершается возврат. Сын становится отцом, а отец дедом. Ты слушал Фромма, романтику, как самоё себя, как сын. Ты это увидел в самом себе, пережил. И теперь, чтобы это сохранить, ты должен отдать, став "отцом" или тем самым Фроммом. Потому возвращение - это новый трактат об искусстве любви, жизни, новое слово о самом главном. Откровение всегда новое, потому что жизнь не повторяется. Новые открытия, новые слова, новые переживания создают всегда новый синтез, который выражает себя новым языком сплочения пережитых опытов и знаний. 

 

А "тётенька" для тебя - это пока сама смерть. Ты можешь к ней взывать хоть сто раз, ожидая подарка, как ждёшь его и от дедушки. Отдай саму память, оживи её прямо здесь и сейчас, вдохновляя ум образами прошлого в соединении с сегодняшним днём. Синтезируй прошлое и настоящее посылом в будущее. Романтика в оживлении станет песней, а Фромм сказкой. Это живое обретёт новую форму, новый дом. Тогда не придётся выживать, сходя с ума от невозможности возврата в пополнении того, что уже есть. Ты можешь создать тот мир, который тебя волновал новизной. Создать, чтобы подарить безвозмездно, как бог. Но если даже ты получишь за это прибыль, то она не будет бременем, от которого нужно как-то избавиться, она пойдёт в радость, потому что ты увидишь, откроешь в себе, что настоящая радость взрослого ума только в самоотдаче. И ты это знаешь в себе или только притворяешься, что не знаешь. Тогда вспомни, как ты был счастлив, когда впервые что-то отдал самой осознанностью. Это было тем откровением, в котором ты обнаружил, что отдавать - это такое же счастье, как и получать.  :D


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

И хде доказательства?   Даже если это и так, то это никак не может отрицать современного влияния речи на современное мышление.

А где доказательства что это не так?

Так конкретные примеры того как речь влияет на "современное" (вообще-то мышление не может быть современным или не современным, оно либо есть либо нет) мышление будут?

 

 

Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек — это двуногое животное без перьев».

И он был прав.

 

 

Примитивная мифологема, что Белинский с Герценом породили гулаги, вообще ничего не объясняет, а ПОДМЕНЯЕТ вопросы, друг с другом никак не связанные.

То что Волга впадает в Каспийское море - истинна то же не особо веселая, однако независимо от того нравится Вам это или нет, в тихий океан Волга впадать не будет.

 

 

А то, что Герцен в первую очередь не друг Белинского, не революционер-демократ, не тот, о котором что-то сказал Ленин, а великий писатель

)))  )))  )))  )))  )))  )))  )))  )))

 

 

У большинства “качков”—полное отсутствие мозгов.

У большинства литературоведов мозги то же не наблюдаются. Когнитивные способности они вообще.... без развития уменьшаются.

 

 

Капитализм 19в. и современный—явления одного плана

Дуб в лесу и дубовый стол - это явления одного плана? Можно ли глядя на стол понять что такое лес?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

А продавать свои убеждения за понюшку табаку—это не проституция?

))) ))) ))) Что бы что-то продать нужен тот кто это купит. Как можно продать то, что никому не нужно?

 

А предавать друга за продвижение по карьерной лестнице—это не проституция?

))) ))) )))  Вы что ли Игру престолов пересмотрели? Это несерьезно.

 

А выходить замуж/жениться на нелюбимом/нелюбимой—это не проституция?

Любовь - это буржуазная выдумка.

 

Зачем вводится дресc-код там, где он не является необходимым?

Дресс-код необходим.

 

С 86-го года—правые. Вас устраивает результат? Только вот не надо петь, что это не правые или какие-либо левые правые, или правые левые

Во-первых, кто Вы такой что бы указывать что мне делать, а что нет и во-вторых, если Вам не нравится что я называя черное - черным, а левых - левыми, то это Ваша проблема, а не моя.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

А про вопрос с нерусскими нефранцузскими ничего не слышали?

А кто их привез? Левые. Кто говорит что нужно везти их еще больше? Левые.

 

Кто содержал декабристов, революционеров-демократов и социалистов?

декабристы - это буржуа и капиталисты. У них было достаточно денег что бы содержать себя самим. Революционеров-демократов и социалистов содержали враждебные РИ иностранные государства и Охранка.

 

Я пропагандирую антибуржуазные ценности.

Вы пропагандируете именно буржуазные ценности, причем в самом густо псовом их варианте.

 

Если бы их не было, я бы этот пост набирал с помощью мысли.

Так чего ждете?

 

Это лишний раз доказывает теорию типичного.

Это доказывает как-раз обратное. Каждый видит то что он "хочет" и типичного не существует.

 

А смысл?

Лучше смерть чем бесчестие. Но левым этого не понять, ибо честь - ценность правых.

 

Я неслучайно говорю именно про хронотоп, а не про маринование огурцов в условиях тропической Африки.

Зачем мне Ваш хронотоп если речь идет об истории

 

Поместить человека в карцер и дать ему корзину вишни—это одно и то же?!

Да. Есть цель, а методы ее достижения дело десятое. На одного подействует одно на другого другое.

 

Речь и мышление.

Электричка управляется речью?

 

И это никак не отрицает того факта, что  речь влияет на деятельность.

И как же речь влияет, например, на рытье канавы?

 

Если бы души не было, то не было ничего с определением “душевного”. Это даже на уровне языка доказывается.

Душа есть только у русских? Ибо в других языках никакой связи "душевности" и сантиментов нет.
Ну так опишите что такое душа. Пока что все приведенные Вами примеры относятся к деятельности мозга, а не некой нематериальной субстанции.

 

“Зачем мне отражение реальности если я сам реальность”. Чтобы лучше понять себя.

зачем мне отражение если я имею доступ к оригиналу.

 

То, что Вы мыслите категориями антиутопий, уже всем давно ясно.

Я просто называю вещи своими именами. Я же не виноват, что Вы хотите красть детей из семей, помещать их в конц. лагерь и там промывать им мозги.

 

Не ожидали, что известно уже давно всем про нейроны, когнитивность и прочую лабуду?

Вы приводите мне текст в стиле: " Александр Македонский - первый китайский император побывавший на Марсе", а потом удивляетесь что сия информация не вызывает у меня щенячьего восторга.

 

Так в Вашей же системе нет места больным.

Правильно. Не будет болезней - не будет и больных.

 

Вы постоянно подменяете свободу анархизмом.

Я ничего не подменяю. Это Вы проповедуете замену одного рабства другим.

 

Вы к христианству фашизм не приплетайте.

Христианство - это фашизм, фашизм - это христианство.

 

А двадцать миллионов(!), погибших в ВОВ, это, что, тоже во имя “свободы и любви, добра и света”?!

А причем тут фашизм?

 

Если не перевести старушку через дорогу, ведь ничего страшного не случится?

Если у старушки нет родственников что бы перевести ее через дорогу - знаит это ее проблема. В мире где на место буржуазной нуклеарной семьи вновь придет семья-domus таких вопросов возникать не будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

Можешь уписаться от смеха и даже лопнуть, но Нобелевку не получишь.

Что для ДАНИИЛЫ слишком много, то для Гольярда слишком мало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

Что для ДАНИИЛЫ слишком много, то для Гольярда слишком мало.

 

А то! Если бы было иначе, то пришлось бы искать другое пояснение для гармонии. ))) Я правда уже не помню, что мне показалось много, но ваших постов с Манией всегда достаточно на вечер юмора. Я балдею и расслабляюсь, пока их читаю. :D


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Насколько мне помниться, 10 декабря каждого года вручают Нобелевскую премию. Не удалось найти в интернете ссылку без рекламы. У кого нет антивируса - будьте осторожны.

 

ПЯТЬ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, СТАВШИХ НОБЕЛЕВСКИМИ ЛАУРЕАТАМИ

 

0_7efbc_c01da52b_S.jpg

 

Боже милосердый, для чего ты
Дал нам страсти, думы и заботы,
Жажду дела, славы и утех?
Радостны калеки, идиоты,
Прокаженный радостнее всех.
(И.Бунин. сентябрь, 1917)

 

677343f5d3ef.gif
 
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
(Б. Пастернак, 1931)
 
6c21e0b52a4d.gif
 
 «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду…» М.Шолохов
 
677343f5d3ef.gif
 
8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания.
 
6c21e0b52a4d.gif
 
Моря не было видно. В белесой мгле,

спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле —
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.
(Б.Бродский, 1972)

 

677343f5d3ef.gif

 

 

На Нобелевскую премию в разное время выдвигались, но так её и не получили, такие известные личности как Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт, Николай Рерих и Лев Толстой.

 

70855532_blu_1.gif

 

Я готов простить Альфреду Нобелю изобретение динамита, но только дьявол в людском обличье мог выдумать Нобелевскую премию. Бернард Шоу.

 

shaw_geo.jpg


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пока нет претендентов на Нобелевскую речь, продолжу держать паузу.

 

Пожалуй, только Бернард Шоу, пережив вручение премии, мог знать то, о чём говорил. Потому оставим это тому, кто вернётся к этому переживанию. А мы продолжим путь без начала и конца и посмотрим на то, что крутилось возле Нобелевской премии.

 

Первое попадание в число номинантов литературного «Нобеля» россиян относится к 1902 году — тогда на награду были выдвинуты Лев Толстой и, что весьма неожиданно, известный юрист Анатолий Кони, который, что гораздо менее известно, был талантливым литератором.

Награда, однако, досталась немцу Теодору Моммзену.

Лев Толстой будет присутствовать в номинациях ежегодно до 1906 года, и единственной причиной, по которой автор «Войны и мира» не стал первым русским лауреатом «Нобеля», стал его собственный решительный отказ от награды, а также просьба её не присуждать.

От Толстого до Бродского. Русская история Нобелевской премии по литературе

 

0_cb308_c86a5f79_S.png

 

А далее о моих любимых пациентах палаты N6. Некоторые из них стали нобелевскими лауреатами по воле мистера Шоу или же игры двух волов - диавола, или просто игры иллюзии. Разумеется, что данный текст не для всех читателей, а для тех, кто не боится заразы на ночь глядя.

 

108178756_defne6.gif

 

10 сумасшедших, которые нас заразили

 

Пациент 1

 

146868_pic_text1.jpeg

 

 

Эдгар Аллан По 1809–1849,  американский писатель, поэт

Диагноз. «Душевное расстройство», точный диагноз не установлен.

Симптомы. Страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации.

В статье Хулио Кортасара «Жизнь Эдгара По» имеется берущее за душу описание одного из приступов болезни писателя: «Где-то в июле 1842 года, впав в полубезумное состояние, он совершил путешествие из Филадельфии в Нью-Йорк, куда его вдруг повлекли воспоминания о Мэри Деверо, той самой девушке, дядю которой Эдгар когда-то отстегал хлыстом. Мэри была замужем, и Эдгаром овладело абсурдное желание дознаться, любит ли она своего мужа. Ему пришлось несколько раз туда-сюда переправиться через реку на пароме, спрашивая у всех встречных адрес Мэри. Но он все же добрался до ее дома и устроил там безобразную сцену. Потом остался пить чай (легко вообразить себе лица Мэри и ее сестры, которым против воли пришлось терпеть его, так как он проник в дом в их отсутствие). Наконец гость удалился, но прежде искрошил ножом несколько редисок и потребовал, чтобы Мэри спела его любимую песню. Только несколько дней спустя сбившейся с ног миссис Клемм удалось с помощью отзывчивых соседей отыс­кать Эдгара, который в полном помрачении рассудка бродил по окрестным лесам».

История болезни: Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми депрессиями. Кроме того, он зло­употреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий.

Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять лет умерла).

После смерти Вирджинии — за оставшиеся ему самому два года жизни — Эдгар По еще несколько раз влюб­лялся и предпринял две попытки жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной очередным его «срывом», вторая — из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в дешевом балтиморском трактире пять дней спустя (человек, вызвавший к нему доктора, охарактеризовал По как «джентльмена, весьма скверно одетого»). Писателя поместили в клинику, где он и скончался еще через пять дней, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных кошмаров По — смерть в одиночестве, — вопреки всем его «предосторожностям», сбылся: много с кого он брал обещание «быть с ним в последний час», однако же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких при нем не было. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса, исследователя Северного полюса.

Чем он нас заразил. Двумя популярнейшими современными литературными жанрами.

Первый — роман (или рассказ) ужасов. Большое влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако же гофмановский мрачный романтизм По впервые сгустил до консистенции подлинного кошмара — вязкого, безвыходного и весьма изощренного («Сердце-обличитель», «Падение дома Эшеров»).

Второй жанр — детектив. Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал предтечей конан-дойлевского Шерлока Холмса с его дедуктивным методом.

Пациент 2

 

146868_pic_text2.jpeg

 

 

Фридрих Вильгельм Ницше 1844–1900, немецкий философ

Диагноз. Ядерная «мозаичная» шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, — одержимость), возможно, на фоне сифилиса.

Симптомы. Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира — «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение. В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.

История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения — к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиат­рических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось — под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я мертвый, потому что я глупый» или же «Я глупый, потому что я мертвый».

Чем он нас заразил. Идеей сверхчеловека (как ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший левое плечо человек ассоциируется у нас со свободной, надморальной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью).

Идеей новой морали («мораль господ» взамен «морали рабов»): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна.

Идеологией фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие — победить («Падающего толкни!»).

Допущением: «Бог мертв».

Пациент 3

 

146868_pic_text3.jpeg

 

 

Эрнест Миллер Хемингуэй 1899–1961, американский писатель

Диагноз. Острая депрессия, умственное расстройство.

Симптомы. Суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы.

История болезни В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать — а потому добровольно согласился пройти лечение в психиат­рической клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают… Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.

Чем он нас заразил. Болезнью «потерянного поколения». Хемингуэй, как и его товарищ по эпохе Ремарк, имел в виду конкретное поколение, перемолотое жерновами конкретной войны, однако термин оказался уж больно соблазнительным и удобным — с тех пор каждое поколение находит причины для того, чтобы считать себя потерянным.

Новым литературным приемом, «методом айсберга», — когда скупой, сжатый, бесцветный текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст.

«Мачизмом» нового образца, воплощенным и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя — суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба бесполезна, но борется до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским мачо стаэёл, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик и море»), в уста которого Великий Хэм вложил фразу: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сам Хемингуэй — охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник, нобелевский лауреат, чье тело сплошь покрывали шрамы, — к огромному разочарованию многих, «до конца» бороться не стал. Впрочем, своим идеалам писатель не изменил. «Мужчина не имеет права умирать в постели, — говаривал он. — Либо в бою, либо пуля в лоб».

Пациент 4

 

146868_pic_text4.jpeg

 

 

Джон Форбс Нэш род. в 1928 американский математик, лауреат Нобелевской премии. Широкой публике известен по фильму Рона Ховарда «Игры разума»

Диагноз. Параноидальная шизофрения.

Симптомы. Мания преследования, навязчивые идеи, бред, трудности самоидентификации, разговоры с несуществующими собеседниками.

История болезни. В 1958 году журнал Fortune назвал Нэша восходящей звездой Америки в «новой математике». В том же году у него проявились первые симптомы заболевания. В 1959-м Нэш был уволен с работы и помещен в психиатрическую клинику в пригороде Бостона (McLean Hospital) для принудительного лечения. После курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, он был выписан из больницы и вместе с женой Алисией Лард уехал в Европу, где пытался обосноваться в статусе «политического беженца». Нэшу отказали в политическом убежище, через некоторое время он был депортирован из Франции в США. Семья поселилась в Принстоне. Джон Нэш не работал; болезнь его быстро прогрессировала.

В 1961-м он был помещен в Trenton State Hospital в Нью-Джерси, где прошел курс инсулиновой терапии. Однако после выписки Нэш снова сбежал в Европу, оставив жену и ребенка (в 1962-м Алисия оформила развод, но продолжала помогать бывшему мужу).

По возвращении в США Нэш стал регулярно принимать антипсихотические средства, и состояние его улучшилось настолько, что коллеги устроили его на работу в Принстонский университет. Однако через некоторое время он отказался от лечения, опасаясь, что лекарства могут повредить его умственным способностям и научной работе, — случилось очередное обострение.

На протяжении многих лет Нэш наносил визиты в Принстон, записывая на досках непонятные формулы и беседуя с «голосами»… Студенты и профессора уже привыкли к нему, как к безобидному привидению, когда в середине 80-х Нэш, ко всеобщему удивлению, пришел в себя и снова занялся математикой.

В 1994 году 66-летний Джон Нэш (совместно с Райнхардом Зелтеном и Джоном Харсани) получил Нобелевскую премию по экономике «за анализ равновесия в теории некооперативных игр».

В 2001-м Нэш снова женился на Алисии Лард.

Чем он нас заразил. Новым научным подходом к экономической теории игр и так называемой математике конкуренции: Нэш отказался от стандартного сценария «победитель — проигравший» и сконструировал математическую модель, при которой обе конкурирующие стороны лишь проигрывают от продолжения соперничества. Этот сценарий получил условное название «равновесие по Нэшу»: игроки сохраняют равновесие, ибо любое изменение может ухудшить их позиции. Исследования Нэша в области теории игр активно использовались американцами в период «холодной войны».

Пациент 5

 

146868_pic_text5.jpeg

 

 

Джонатан Свифт 1667–1745 ирландский писатель

Диагноз. Болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера — специалисты спорят.

Симптомы. Головокружение, дезориентация в пространстве, потеря памяти, неспособность узнавать людей и окружающие предметы, улавливать смысл человеческой речи.

История болезни. Постепенное нарастание симптомов вплоть до полного слабоумия в конце жизни.

Чем он нас заразил. Новой формой политической сатиры. «Путешествия Гулливера», безусловно, не первый саркастический взгляд просвещенного интеллектуала на окружающую действительность, однако новаторство здесь не во взгляде, а в оптике. В то время как другие насмешники смотрели на жизнь сквозь увеличительное стекло или в телескоп, декан собора св. Патрика смастерил для этого линзу с очень кривым стек­лышком. Впоследствии этой линзой с удовольствием пользовались Николай Гоголь и Салтыков-Щедрин.

Пациент 6

 

146868_pic_text6.jpeg

 

 

Жан-Жак Руссо 1712–1778 французский писатель и философ

Диагноз. Паранойя.

Симптомы. Мания преследования.

История болезни. В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают (так, Руссо однажды решил, что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника).

Чем он нас заразил. Педагогической реформой. Современные пособия по воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля…»: 1) взамен «репрессивному» методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки; 2) он полагал, что ребенка следует освободить от механического затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой информации; 3) задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности; 4) наказание, по Руссо, должно быть естественным следствием поведения ребенка, а не проявлением власти сильного над слабым; 5) матерям Руссо советовал самостоятельно вскармливать своих детей, а не доверять их кормилицам (сегодняшняя педиатрия полагает, что только материнское молоко положительно сказывается на здоровье ребенка); 6) Руссо высказывался даже против пеленания, ограничи­вающего свободу движений младенца.

Новым типом литературного героя и новыми литературными направлениями. Порожденное фантазией Руссо прекраснодушное создание — слезливый «дикарь», руководствующийся не разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), — дальше развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма.

Идеей правового демократического государства (прямо вытекающей из сочинения «Об общественном договоре»).

Революцией (именно «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер).

Пациент 7

 

146868_pic_text7.jpeg

 

 

Николай Васильевич Гоголь 1809–1852 русский писатель

Диагноз. Шизофрения, периодический психоз.

Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»); клаустрофобия.

История болезни. Те или иные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь заметно прогрессировала. 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла сестра его близкого друга (Екатерина Михайловна Хомякова), и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии («На меня нашел страх смерти», — жаловался он). Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диаг­ностировали. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Лечение (не слишком, впрочем, профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и окунание головы в ледяную воду) положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные причины его смерти так и остались неясны, существуют различные гипотезы — от отравления ртутью до выполнения контрактных обязательств по отношению к врагу рода человеческого. Однако же, вероятнее всего, Гоголь попросту довел себя до полного нервного и физического истощения — не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему жизнь.

Чем он нас заразил. Специфической любовью к маленькому человеку (обывателю), состоящей наполовину из отвращения и наполовину из жалости.

Целым букетом удивительно точно найденных русских типажей. Гоголь разработал несколько «ролевых моделей» (наиболее яркие — модели «Башмачкин» и «Чичиков»), которые вполне актуальны до сих пор.

Пациент 8

 

146868_pic_text8.jpeg

 

 

Ги де Мопассан 1850–1893  французский писатель

Диагноз. Прогрессивный паралич мозга.

Симптомы. Ипохондрия, суицидальные наклонности, припадки буйства, бред, галлюцинации.

История болезни. Всю жизнь Ги де Мопассан страдал ипохондрией: он очень боялся сойти с ума. С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды пытался покончить с собой (один раз при помощи револьвера, второй — при помощи ножа для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси — там он и прожил, в полусознательном состоянии, до самой смерти.

Чем он нас заразил. Физиологизмом и натурализмом (в том числе эротическим) в литературе.

Потребностью неустанно бороться с бездуховным обществом потребления (своеобразных клонов «Милого друга» усердно воссоздают ныне здравствующие французские писатели Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер, старается не отставать и наш Сергей Минаев).

Пациент 9

rep_38_084_2.jpg

Винсент Виллем ван Гог 1853–1890 голландский художник

Диагноз. Шизофрения.

Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации, бред, приступы мрачности и агрессии, сменяющиеся немотивированным радостным возбуждением, суицидальные наклонности.

История болезни. В последние три года жизни болезнь художника сильно прогрессировала, приступы ее участились. Во время одного из таких приступов художник произвел знаменитую хирургическую операцию: отрезал себе левую мочку и нижнюю часть ушной раковины (отрезанный фрагмент он упаковал в конверт и отправил возлюбленной в качестве сувенира на память). Ван Гог был помещен в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Свою болезнь художник осознавал («Я должен без уверток приспособиться к роли помешанного», — сказано в одном из его писем). До самой смерти он продолжал работать, несмотря на полное отсутствие интереса к его произведениям со стороны покупателей, вел нищенский образ жизни, голодал (по некоторым свидетельствам, во время работы он иногда ел свои краски). Именно в период «помрачения» созданы картины «Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле», «Дорога с кипарисами и звездами», «Пейзаж в Овере после дождя»… 27 июля 1890 года Ван Гог смертельно ранил себя выстрелом из пистолета.

Чем он нас заразил. Анимацией. Творческая манера Ван Гога (яркие краски, динамичные сюжеты, гротескно искаженная реальность, атмосфера кошмарного или, напротив, счастливого детского сна) легла в основу многих работ современных художников-мультипликаторов.

Пониманием того, что художественная ценность любого произведения — вещь весьма относительная: нищий безумец, малевавший кривые подсолнухи и прихлебывавший абсент, посмертно стал рекордсменом аукционных продаж.

Пациент 10

rep_38_085.jpg

Сергей Александрович Есенин 1895–1925, русский поэт

Диагноз. Маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Симптомы. Мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления).

Несколько случаев есенинского помрачения не без смака описал в своих воспоминаниях Анатолий Мариенгоф. Вот один из них: «У меня в комнате, на стене, украинский ковер с большими красными и желтыми цветами. Есенин остановил на них взгляд. Зловеще ползли секунды и еще зловещее расползались есенинские зрачки, пожирая радужную оболочку. Узенькие кольца белков налились кровью. А черные дыры зрачков — страшным, голым безумием. Есенин привстал с кресла, скомкал салфетку и, подавая ее мне, прохрипел на ухо:

— Вытри им носы!

— Сережа, это ковер… ковер… а это цветы…

Черные дыры сверкнули ненавистью:

— А!.. Трусишь!..

Он схватил пустую бутылку и заскрипел челюстями:

— Размозжу… в кровь… носы… в кровь… размозжу…

Я взял салфетку и стал водить ею по ковру — вытирая красные и желтые рожи, сморкая бредовые носы. Есенин хрипел. У меня холодело сердце…»

(«Роман без вранья»).

История болезни. Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцировавшихся, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз про­ходил лечение в психоневрологических клиниках — во Франции и в России. Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия: через месяц после выписки из клиники профессора Ганнушкина Есенин покончил с собой, повесившись на трубе парового отопления в ленинградской гостинице «Англетер» (в 1970-е годы возникла также версия об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства; доказана эта версия не была).

Чем он нас заразил. Новыми интонациями. Есенин сделал стилистической нормой истероидную, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю (прямые его последователи не в стилистическом, но в идеологическом смысле — «деревенщики»).

Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.

 

 


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для тех, кому всё-таки станет интересно, но с текстом не справился есть два выхода из положения: 1. открыть ссылку, 2. провести мышкой по чёрному - станет белым. :D


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А Ньютон где?

 

 

Ньютон  отдыхает в жидкости. Теперь по нему просто ходят, аки по суху.

 

 

Существует три вида течения подобной шизофрении— злокачественный, приступообразно-прогредиентный и шизоаффективный, который и приписывают Ньютону.

 

 

Это скорее шизотипическое расстройство, которым в Малайзии заразились с удовольствием.


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дорогой коллега Котэ, мы немного отклонились от темы, связанной не с наукой, а литературой и нобелевскими речами и лауреатами. Что вам известно по предложенному пути и чем вы хотели бы поделиться (своими впечатлениями)? 9959668.gif

Изменено пользователем ДАНИИЛА

Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

“А где доказательства что это не так?”

Интересное дело: вопрос  о происхождении языка постоянно поднимаете Вы, а отвечать на него отчего-то должен я.

И как вопрос происхождения языка может объяснить хоть какое-то соотношение в проблеме “язык—мышление”?

 

 

“Так конкретные примеры того как речь влияет на "современное" (вообще-то мышление не может быть современным или не современным, оно либо есть либо нет) мышление будут?”

1) Речь—признак и показатель мышления.

Главный принцип сейчас—это принцип экономии речи.

Если лет двадцать назад люди писали письма по десять—двадцать страниц, то сейчас этого нет.

Мышление влияет на речь.

А речь—на мышление.

2) http://philosophy.ru/library/whorf/01.html

«Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают, они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества. Было бы ошибочным полагать, что мы можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка, или что язык является побочным средством разрешения некоторых частных проблем общения и мышления. На самом же деле «реальный мир» в значительной мере бессознательно строится на основе языковых норм данной группы… Мы видим, слышим и воспринимаем так  или иначе те или иные явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения.»
                                                                                                        Эдвард Сепир

“Когнитивные способности они вообще.... без развития уменьшаются”.

Лучшее развитие—это литература.

book_01.jpg

 

“Дуб в лесу и дубовый стол - это явления одного плана?”

Речь идет вообще-то о социальном и экономическом явлении, а не о дереве.

 

“Что бы что-то продать нужен тот кто это купит. Как можно продать то, что никому не нужно?”

А, что, Вы серьезно полагаете, что каждый, работающий на капитализм, делает это исключительно в силу своих убеждений, что он не насилует свою волю, что ему не  приходится  закрывать глаза на свои принципы, что постепенно он смиряется со всем и становится вещью?

 

“Дресс-код необходим”.

Не всегда.

Когда солдата подстригают налысо и одевают в форму, его личность исчезает, он становится всего лишь статистической единицей. (Мориак)

Проститутки всегда очень ярко накрашены—пытаются стереть индивидуальность, под маской скрыть личность. (К.Абэ)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

“Любовь - это буржуазная выдумка”.

Если Вы серьезно так думаете, то это печально.

 

“если Вам не нравится что я называя черное - черным, а левых - левыми, то это Ваша проблема, а не моя”.

Мне как раз не нравится, что Вы называете черное белым, а левых—правыми.

 

“А кто их привез? Левые. Кто говорит что нужно везти их еще больше? Левые”.

 

Когда у власти стоят правые, говорить, что в “завозе” виноваты левые, просто смешно.

 

“декабристы - это буржуа и капиталисты”.

Декабристы—это социалисты; а то, что они родились и воспитывались в среде буржуа, не их вина.

 

“Революционеров-демократов и социалистов содержали враждебные РИ иностранные государства”.

Ох, и здесь холодная война.

Поменьше новости надо смотреть.

 

“Вы пропагандируете именно буржуазные ценности”.

Я пропагандирую именно антибуржуазные ценности.

Как Вы различаете понятия “ буржуа/антибуржуа”, если значения, официально зафиксированные в словарях, Вам до лампочки?

 

“Каждый видит то что он "хочет" и типичного не существует”.

“Каждый видит то, что хочет”—это  и есть анархия.

Анархия без всякого смысла.

 

“Лучше смерть чем бесчестие”.

В случае с Ионеско никакого бесчестия не было.

 

“Зачем мне Ваш хронотоп если речь идет об истории”.

А, что, история не входит в хронотоп?

 

“Есть цель, а методы ее достижения дело десятое”.

Методы связаны с целью.

Неправильные методы порождают антицель.

 

“Электричка управляется речью?”

Речь участвует в этом непосредственно и опосредованно.

Когда приходишь на курсы машинистов, то именно с помощью речи понимаешь, какие рычаги и когда нажимать.

:14:

“И как же речь влияет, например, на рытье канавы?”

Это зависит от внутренней речи непосредственного исполнителя данного действия.

 

“опишите что такое душа”.

Мое описание ничем не отличается от значения, зафиксированного в словарях.

Души нет, а понятие души есть. Оно, что, с неба свалилось?

 

“зачем мне отражение если я имею доступ к оригиналу”.

Вы не можете видеть всего.

 

“Вы хотите красть детей из семей, помещать их в конц. лагерь и там промывать им мозги”.

Брать, а не красть.

Не в концлагерь, а в учреждение для обучения.

Не промывать мозги, а делать их свободными, свободолюбивыми и свободомыслящими        людьми с помощью литературы.

НИКАКОГО ДРУГОГО СПОСОБА СДЕЛАТЬ ОБЩЕСТВО  РАЗВИТЫМ, ПРОГРЕССИВНЫМ И НЕЗАВИСИМЫМ НЕТ.

 

“Не будет болезней - не будет и больных”.

Это фантастика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×