Двигаясь по Дмитровскому шоссе, сложно не заметить величественный монумент – бронзового солдата, бросившегося в атаку. Памятник, расположенный справа от дороги, на восточном берегу канала имени Москвы, производит действительно сильное впечатление: его фигура выделяется на фоне неба и заснеженного склона, создается ощущение, будто солдат парит в воздухе – оптически монумент кажется больше из-за того, что установлен на самой вершине. Отсюда логичнее всего начать знакомство с городом Яхромой.
Героям битвы за Москву
Живописная возвышенность в восточной части Яхромы именуется «Перемиловская высота» по названию села Перемилово, которое теперь входит в состав города. Это место кровопролитных боёв и один из рубежей, где в 1941 году было остановлено немецкое наступление на столицу.
К памятнику ведёт извилистая дорога, она петляет между деревенскими домиками и в конце приводит на обустроенную площадку, здесь можно оставить автомобиль и дойти по аллее до самого памятника, который был виден от подножия холма.
Общая высота памятника вместе с постаментом – почти 30 метров. Он установлен здесь 6 декабря 1966 года в честь 25-летия битвы под Москвой (скульпторы А. Постол, В. Глебов, Н. Любимов, В. Фёдоров, архитекторы Ю. Кривущенко, А. Каминский, И. Степанов, инженер С. Хаджибаронов).
Рядом с мемориалом находится гранитная стена «Героям битвы за Москву», где высечены названия воинских частей и батальонов, участвовавших в освобождении Дмитровского района от немецких захватчиков.
Отсюда открывается вид на ту самую территорию, где в начале войны шли ожесточённые сражения, а ещё прекрасно видно противоположный берег канала – современный центр Яхромы.
Яхромский узел гидросооружений
Канал имени Москвы делит город на две части – бывший фабричный и станционный посёлки. Связующим звеном между ними служит автомобильный мост, расположенный в отдалении от жилых кварталов.
Канал имени Москвы в районе Яхромы интересен тем, что здесь находится один из самых необычных и запоминающихся шлюзов – сооружений, состоящих из камеры с воротами, предназначенных для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования. В камере шлюза № 3 суда поднимаются/опускаются на 8 метров, глубина канала в этом месте – 5,29 метра.
Архитектор Яхромского шлюза – Василий Мовчан. Все сооружения в районе Яхромы объединяет тосканский упрощённый ордер с его строгими объемами и утяжелённой трактовкой нижних частей зданий, а также пилястрами, колоннами, портиками.
Со стороны платформы Яхрома Савеловской железной дороги можно увидеть здание насосной станции. Нижняя часть застеклена и оформлена легким ажурным витражом. Верхняя часть, напротив, дана глухой стеной.
Башни управления верхней головы шлюза решены у Мовчана высотным прямоугольным объемом с массивным нижним этажом, верх здания украшен открытой галереей-колоннадой.
Пластично и оригинально решены башни управления нижней головы шлюза. Здесь автор использовал прием вписывания в одну арку окон двух этажей, разделенных по горизонтали балконом.
Башни нижней головы шлюза в целом трактованы как постаменты для завершающих их скульптур – здесь установлены декоративные парусные корабли-каравеллы Христофора Колумба «Санта Мария». Каравеллы запечатлены на гербе Яхромы.
Перемещаясь в западную часть города, гости сначала пересекают канал, а затем одноименную реку Яхрому, которая, к слову, берёт своё начало около деревни Мартьянково Пушкинского округа.
По берегам реки на въезде в город до сих пор сохраняются постройки фабрики Товарищества Покровской Мануфактуры – знакомством с ними можно продолжить путешествие по Яхроме…
Окончание следует…
Ольга СОЛОВЬЁВА
Фото Андрея ГРЕЧИ

Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти