Alter Ego 53 385 Опубликовано 18 января, 2016 АФОРИЗМЫ Лев Николаевич Толстой (великий русский писатель) (1828—1910) 1. Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений 2. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли 3. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство 4. Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними 5. Больше всех говорит тот, кому нечего сказать 6. Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное — это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное 7. Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал 8. Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи 9. Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать 10. Разумное и нравственное всегда совпадают 11. И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание 12. Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою 13. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования 14. Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную 15. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать 16. Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой 17. Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим 18. Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения 19. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя 20. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть 21. Жизнь должна и может быть неперестающей радостью 22. Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь 23. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим 24. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай 25. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть 26. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе 27. Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить 28. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью 29. Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны 30. Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи 31. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты 32. Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после 33. Кто научился размышлять, тому трудно веровать 34. Величайшие истины — самые простые 35. Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины 36. Дело науки — служить людям 37. Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь 38. Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства 39. Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой 40. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься 41. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье 42. Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина 43. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома 44. Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят 45. Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи 46. Бедствие — это оселок для человеческой жизни 47. Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии 48. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя 49. Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои 50. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: “Все так делают” 51. Слово есть поступок 52. Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание 53. Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры 54. У того, кто ничего не делает, всегда много помощников 55. Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным 56. Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде 57. Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти 58. Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни 59. Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее 60. Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя 61. Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает 62. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям 63. Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение. подчиниться ему и сотрудничать с ним 64. Живут лишь те, кто творит добро 65. Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу 66. Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других 67. Любовь - это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека 68. Где любовь, там и Бог 69. Радость может быть совершенной лишь тогда, когда люди смотрят на свою жизнь как на служение 70. Живи в поисках Бога - и Бог не оставит тебя 71. Признак развратности нашего мира – это то, что люди не стыдятся богатства, а гордятся им 72. Равенство капиталиста и рабочего такое же, как равенство двух борцов, из которых одному связали бы руки, а другому дали оружие в руки 73. Обман так силен и так ловок, что часто видишь, как те самые, которых высасывают и губят, - с страстью защищают этих высасывателей и набрасываются на тех, кто против них 74. Все люди с самого начала и прежде всякого юридического акта находятся во владении землею, то есть имеют право быть там, где природа или случайность поместила их 75. Тот, кто владеет землей в большем размере, чем нужно ему для прокормления своего и своей семьи, - виновник нужды и бедствий народа 76. Никто не может иметь право собственности на землю 77. Земля, как воздух и солнце, - достояние всех и потому не может быть предметом чьей-либо собственности 78. Земля – наша общая мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас 79. Люди кажутся друг другу глупы преимущественно от того, что хотят казаться умнее 80. Владение землей, как собственностью, есть одно из самых противоестественных преступлений. Отвратительность этого преступления незаметна нам только потому, что в нашем мире оно признается правом 81. Большею частью бывает, что споришь горячо только оттого, что никак не можешь понять, что именно хочет доказать противник 82. Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный 83. В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло 84. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого 85. Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах 86. Война есть убийство. И сколько бы людей не собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире 87. В основе истинного произведения искусства должна лежать совершенно новая мысль или новое чувство, но выражены они должны быть действительно с рабской точностью всех мельчайших жизненных подробностей 88. Великие, истинные дела - всегда просты, скромны 89. Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу 90. Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить 91. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать 92. Для того, чтобы сказать понятно то, что имеешь сказать, говори искренно, а чтобы говорить искренно, говори так, как мысль приходила тебе 93. Доброта голубя - не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие 94. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру 95. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле 96. Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии 97. Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание 98. Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни 99. Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен 100. Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать 101. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным 102. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель 103. У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело 104. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит вражду и разъединение - он дурной 105. Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум 106. Женщина знает, что наш брат все врет о высоких чувствах, - ему нужно только тело, и потому простит все гадости, а уродливого, безвкусного, дурного тона костюма не простит 107. Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и попал под ее дурман и ошалел 108. Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми 109. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель - радость - вполне достойна жизни 110. Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой 111. Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного, и раздувает маленького человека 112. Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни 113. Избавится от пьянства человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним стояло вино 114. Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания 115. Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются 116. Как ужасно вредна для художественного произведения фальшивая нота, отсутствие чувства меры 117. Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим 118. Не количество жизни дорого, а качество 119. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас 120. Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира 121. Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон 122. Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается 123. Не стыдно и не вредно знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворятся, что знаешь, чего не знаешь 124. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие 125. Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы 126. Самая вредная ложь - это ложь хитрая, сложная и облеченная в торжественность и великолепие, как проявляется обыкновенно ложь религиозная 127. Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя 128. Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, и подчинятся, и содействовать ему 129. Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить 130. Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее - ступени к совершенству, ниже – порок 131. Это страшная ошибка - думать, что прекрасное может быть бессмысленным 132. Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник 133. Чтобы ни случилось, не теряй бодрости 134. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях 135. Чем выше стараешься показывать себя людям, тем ниже становишься в их мнении 136. Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват 137. Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди 138. Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придаст новую прелесть, силу и уважение характеру 139. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью 140. У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье. 141. Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно 142. У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - все гладко 143. Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею 144. Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других - он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим 145. Трезвому совестно то, что не совестно пьяному 146. Тот, кто лучше всего знает сам себя, тот менее всего себя и уважает 147. Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты 148. Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом 149. Слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению 150. Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку 151. От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние 152. Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке 153. Искусство - одно из средств различения доброго от злого 154. Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей 155. Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем 156. Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни 157. Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание 158. Клевета, ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, есть лучшая школа добра 159. Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее 160. Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна 161. Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека 162. Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти 163. Лучше ничего не делать, чем делать ничего 164. Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других 165. Любить - благо, быть любимым – счастье 166. Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная 167. Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви 168. Любовь - творит жизнь 169. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье 170. Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели 171. Много нужно для искусства, но главное - огонь! 172. Музыка - высшее в мире искусство 173. Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение 174. Мы не любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали 175. Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся 176. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым 177. Нравственность человека видна в его отношении к слову 178. Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех. А в сближении людей - главная задача искусства 179. Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов 180. Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство 181. Ничто так, как простота, не содействует сближению людей 182. Плохие книги не только бесполезны, но и вредны 183. Простота есть необходимое условие прекрасного 184. Простота есть главное условие красоты моральной 185. Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении 186. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных и уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им 187. Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна 188. Уничтожь один порок, а десять исчезнут 189. У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность 190. Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние 191. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его 192. Чтобы быть настоящими друзьями, нужно быть уверенными друг в друге 193. Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто ее испытывает 194. Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный 195. Бессмертие, разумеется неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве 196. Благо людей в жизни. А жизнь в работе 197. Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва 198. Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению 199. Брак истинный только тот, который освещает любовь 200. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи 201. Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание 202. Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного 203. Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем 204. Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей 205. Вера - это согласие воли с совестью 206. Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство 207. Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство 208. Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети 209. Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем 210. Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки 211. Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было 212. Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их 213. Время проходит, но сказанное слово остается 214. Нет в мире виноватых 215. Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого 216. Знание - орудие, а не цель 217. Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе 218. Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать 219. Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее 220. Все мысли о смерти нужны для жизни 221. Вспомнить о смерти - значит жить без мысли о ней 222. В судьбе нет случайностей; человек скорее создает нежели встречает свою судьбу 223. Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь 224. Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства 225. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро 226. Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их 227. Дело критики - толковать творения больших писателей, из большого количества написанной всеми нами дребедни выделять лучшее 228. Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью 229. Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним уважение 230. Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз - то же дело становится привычкой 231. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру 232. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые дела 233. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле 234. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит 235. В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно 236. Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры 237. Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться: тем, чему он может помочь, и тем, чему не может помочь 238. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе 239. Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе 240. Корень злых дел в дурных мыслях 241. Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать 242. Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его 243. Сила войска зависит от его духа 244. Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится наша жизнь 245. Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью 246. Язык есть орудие мышления 247. Любить - значит жить жизнью того, кого любишь 248. Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны 249. В деле хитрости глупый человек проводит более умных 250. Музыка - это стенография чувств 251. Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей 252. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть 253. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему 254. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды 255. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать 256. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью 257. Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других 258. Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе 259. Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна 260. Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию 261. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам 262. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость 263. Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих 264. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего 265. Ошибочно думать, что много-знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания 266. Знание без нравственной основы - ничего не значит 267. Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению 268. Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны 269. Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно 270. Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими 271. Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь 272. Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей 273. Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит, и людей, или же своего духовного начала 274. Человек немыслим вне общества 275. Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение 276. Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками 277. Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни 278. Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери 279. Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому 280. Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи 281. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело 282. Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе 283. Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо 284. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные 285. Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним 286. Время проходит, но сказанное слово остается 287. Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их 288. В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний 289. Счастье есть удовольствие без раскаяния 290. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть 291. Правда всегда на стороне больших армий 5 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
bur-nellya 25 608 Опубликовано 18 января, 2016 В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний Лезь в драку, а там разберемся. 1 dolor est infirmitas quae corpus relinquit Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
bur-nellya 25 608 Опубликовано 18 января, 2016 Люблю его вообще. Единственная была из нашей группы в медучилище, кто прочел Войну и мир . Потому могла на паре поговорить с преподом на эту тему... Вот ща и думаю. Мож зря читала столько? На фиг надо это развитие духовное? Интуиция и прочие бла-бла-бла? dolor est infirmitas quae corpus relinquit Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Alter Ego 53 385 Опубликовано 18 января, 2016 Мож зря читала столько? На фиг надо это развитие духовное? Интуиция и прочие бла-бла-бла? мешает? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Krosh 16 080 Опубликовано 18 января, 2016 Ой, ой! Не знала с кем обсудить Тут недавно не подумавши, от души, так сказать, на свою голову, у знакомой запись прокомментировала на стене, мне в ответ очень "правильный" человек душещипательную мораль прочитал на тему несовместимости светлой души и разумного отношения к жизни. И отчего-то приплёл Льва Николаевича, что вот типа такой вумный был, а как кончил?! И от церкви отлучили и помер, "посмотрите как! Не то, что Достоевский! Душка! О душе заботился!" Я вот честно, до сих пор под впечатлением, прочитала аж про смерти этих, мною лично, уважаемых писателей. И вот в голове прибавился вопрос к тому, что ещё со школы мучает: а чего такого у Льва Николаевича было в его произведениях и жизни, что церковь на него взъелась? И что такого ужасного в его смерти, что "провославный" человек должен всё об этом писателе понять? Всё будет так, как надо, даже, если будет наоборот. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
тётя Глаша 48 709 Опубликовано 18 января, 2016 А я еще думаю: кто этот человек, который сочиняет философские статусы для вконтакте? А оказываецо это Левушка Толстой 4 если судьба свела вас со мной, значит пришло ваше время платить за свои грехи спектакли театра ПушОрга: Золушка (2014), Страшилки обыкновенные (2015), В ожидании Морозова (2016), ПушАп (2016) Небеса за поворотом (2017) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
anika 9 633 Опубликовано 18 января, 2016 ниасилил - слишком много букоффф! но на вскидку №15 и № 261 Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам повтор, значит и остальное несколько сомнительно. а так как тов. Толстой явно конкурировал с церковью, могу сказать одно - 10 заповедей - короче)) не будем создавать себе кумира Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
bur-nellya 25 608 Опубликовано 18 января, 2016 мешает? Есть такое. dolor est infirmitas quae corpus relinquit Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Alter Ego 53 385 Опубликовано 18 января, 2016 но на вскидку №15 и № 261 Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам повтор, значит и остальное несколько сомнительно. а так как тов. Толстой явно конкурировал с церковью, могу сказать одно - 10 заповедей - короче)) не будем создавать себе кумира зачем кумира, слушай? но дядька-то не дурак, с этим не поспоришь. А к вопросу "сомнительно" - какая разница, кто это сказал. Жизненно ведь - разве нет? да и что тут сомнительного? в повторе цитат? ясное дело, не Лёва список своих афоризмов составлял И вот в голове прибавился вопрос к тому, что ещё со школы мучает: а чего такого у Льва Николаевича было в его произведениях и жизни, что церковь на него взъелась? 270. Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими 3 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Alter Ego 53 385 Опубликовано 18 января, 2016 Есть такое. терпи, это твой крест 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
bur-nellya 25 608 Опубликовано 18 января, 2016 терпи, это твой крест Терпеть не могу. Давно слетели все запреты. Ни тормозов ни педалей...Не сдерживаю себя. А воображение и возможности несут чот в последнее время. Еще и дети выросли. Как то вдруг так сам по себе стал. И вернулся в юность бесстрашную... dolor est infirmitas quae corpus relinquit Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Krosh 16 080 Опубликовано 18 января, 2016 @anika, Вот в чём его конкуренция? Ну пытался осмыслить текст древней книги, ну хотел красиво это сделать, сам себе, по большому счёту, объяснить пытался, за каким жить-то тут. Вон сколько до и после сект было, целые ветвищи отпочковывались, каждый сам себе смысл придумывал, чего они Толстому-то анафему подарили? Это ж всем писателям можно тогда её впаять 1 Всё будет так, как надо, даже, если будет наоборот. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Alter Ego 53 385 Опубликовано 18 января, 2016 Терпеть не могу. Давно слетели все запреты. Ни тормозов ни педалей...Не сдерживаю себя. а смысл? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Krosh 16 080 Опубликовано 18 января, 2016 270 пункт сейчас очень популярен в интернетах Несколько миллиардов граждан точно так думает. Всех анафеме предать 1 Всё будет так, как надо, даже, если будет наоборот. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
bur-nellya 25 608 Опубликовано 18 января, 2016 чего они Толстому-то анафему подарили? Кто-то анафему подарил, а кто-то оценил и поверил. Человеку нужна вера, а не церковь. И не важно во что он верит. Хоть в Алену Апину.Все просто. 2 dolor est infirmitas quae corpus relinquit Поделиться сообщением Ссылка на сообщение