В 1991 году, к очередному юбилею «Маяка», ведущий пушкинский краевед Николай Лепёшкин изложил на его страницах историю газеты. Надо понимать, что Интернета тогда не было, летопись периодического печатного издания складывалась из архивных данных, творческой биографии коллектива редакции, воспоминаний сотрудников. «Маяк» к тому времени уже считался одним из старейших изданий Подмосковья. И успел сменить несколько названий: «За большевистские темпы», «Сталинская правда», «Знамя коммунизма» и, наконец, логотип-ориентир – «Маяк».
Если бы мы задались целью составить рейтинг газетных слов и формулировок, то первые строчки в этом частотном словаре в те годы наверняка заняла бы идеологически выдержанная лексика. Нормой трудовых отношений в конце 1930-х стало социалистическое соревнование и стахановское движение, отсюда и шаблоны в газете – «коллективизация», «индустриализация», «слёт колхозников-ударников», «курсом коммунистической партии», «трудовая вахта», «не терять набранный темп». Но курс был созидательный. И в газете часто писали о человеке труда. Ну а новостная повестка остаётся смыслом печати в любые времена.
Кто такой рабселькор?
«Первая районная газета «За большевистские темпы» вышла 30 января – в день открытия второго районного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на двух форматных листах, тиражом 9000 экземпляров», – пишет Николай Лепёшкин. На шестерых жителей района приходилась одна «районка», газета выходила один раз в пятидневку, печаталась в городской типографии и стоила три копейки.
Нынешним блогерам, а их можно смело назвать корреспондентами СМИ как активных поставщиков информации, наверняка невдомек, что вплоть до 1990-х годов в каждом издании был не только свой штат пишущих профессиональных журналистов, но и актив внештатников – рабкоров, селькоров, юнкоров. В «Маяке», например, уже через месяц после выхода первого номера созвали первое районное совещание рабселькоров и создали при редакции газеты рабочую редколлегию, на общественных началах, из пяти человек. Это были не лишённые чувства слова селькоры из деревни Рахманово и посёлка Клязьма, рабкоры фабрики «Серп и молот» и Краснофлотской фабрики и член РК ВЛКСМ. Материалы рабселькоров занимали до 60 процентов газетной площади.
Вскоре повсюду образовали корпункты – к ним можно было всегда обратиться за новостями. В свою очередь, «Маяк» помогал становлению газет-многотиражек на заводах и фабриках, в сети здравниц «Зеленый город» и популярных среди жителей поселковых газет, совсем недавно упраздненных в связи с муниципальной реформой.
В 1930-е годы редакция газеты располагалась на Пушкинском шоссе (с 1948 года – ул. Московская), дом № 39, затем в доме № 75, на втором этаже деревянного здания типографии.
О тематике публикаций можно судить по газетным заголовкам: «Хозрасчёт – барометр производства», «Кооперация – путь к социализму», «Работать культурно, без штурмовщины», «Превратим Пушкино в образцовый город-сад!».
Газета отвечала задачам не только коллективного пропагандиста и агитатора, но также организатора и просветителя. В 30-х годах она боролась с беспризорностью и неграмотностью. Много места отводилось сельской тематике, поскольку в сёлах и деревнях жили до 50 процентов населения. Сводки с полей и ферм рассказывают о высоких урожаях зерна и картофеля, надоях и достижениях в области садоводства.
«Листая старые подшивки районной газеты, – отмечал краевед Лепёшкин в 1991 году, – мы узнаём о том, что в Пушкинском районе в 30-е годы жила деятель испанского и международного коммунистического движения Долорес Ибаррури, район посещали полярники герои Советского Союза И. Папанин, Э. Кренкель, знатная ткачиха М. Виноградова, народная артистка Л. Орлова, писатель Л. Леонов, начальник Генерального штаба РККА командарм первого ранга Б. Шапошников».
Подшивки «Маяка» – это ещё и промышленная характеристика района, работа администрации и Совета депутатов, учреждений здравоохранения, образования, культуры… Срез жизни общества, картина развития всех сфер жизни. В этом смысле газетную периодику можно с полным правом назвать главным хроникёром местных событий. Таким был и остается «Маяк».
Темы – в ногу со временем
Однако не будем забывать о том, что на страницах районки в годы командно-административной системы отсутствовала реальная гласность, сохранялась «подстройка» под указания партийных органов. По свидетельству краеведов, «материалы проходили через сито цензуры, подвергались чистке, поэтому газета не могла многого донести до читателя». Так, за бортом корабля, идущего курсом на маяк перемен, осталась тема строительства Учинского водохранилища в системе канала имени Москвы, и только в 80-х эту тему стали освещать, сообщая о судьбах участников стройки. Не слышала газета тех, кто неохотно шёл в колхоз. Табуированным оказались голод 1932–1933 годов, охвативший многие районы страны. В то же время освещались собрания, сельские сходы, где речь шла о закрытии церквей.
Свой след оставила на страницах газеты Великая Отечественная война.
«Сталинская правда» с первого дня войны превратилась в боевой орган по мобилизации населения на выполнение задач военного времени. Она показывала веру людей в победу, печатала заявления в военкомат с просьбой послать на фронт, а затем и письма земляков с фронта, заметки о патриотических начинаниях, инициативах. На страницах районки появляются призывы: «Хочешь врага победить на войне – план выполняй вдвойне и втройне!», «Муж – на фронте, жена – за станком!».
В октябре 1941 года, когда враг рвался к Москве, «Сталинская правда» публикует обращение Пушкинского райкома ВКП(б) к населению – принять активное участие в создании оборонительных сооружений на подступах к столице. Свыше 15 тысяч жителей района вышли строить линии таких сооружений через Пушкино, оборудовали места для огневых точек, противотанковые рвы, завалы.
В 1960-е годы, когда в районе развернулась краеведческая поисковая работа, и она нашла поддержку со стороны редакции «Маяка», замечает Николай Лепёшкин, читатели стали узнавать о военных и оборонных мероприятиях на территории района, которые в годы войны оставались гостайной.
В Мытищи и обратно
Все последующие годы «Маяк» занимал активную позицию в восстановлении народного хозяйства, мотивировал к решению жизненно важных вопросов и задач, стоящих перед районом. Он и сегодня остается внимательным к ветеранам войны и труда, узникам, блокадникам Ленинграда, детям войны, публикует о них свои материалы. Одна из бережно сохраненных печатных традиций – рубрика «Письма наших читателей». Через все годы на страницах теперь уже окружной газеты проходит тема патриотизма и нравственного воспитания молодёжи.
Из летописи «Маяка», составленной краеведом Лепёшкиным, мы узнаём, что в 1957 году, когда Пушкинский район был упразднен и передан в Мытищинский район, бюро МК КПСС приняло решение об образовании единого партийного органа – Мытищинского горкома КПСС. Так газета «Знамя коммунизма» становится одновременно органом Мытищинского ГК КПСС и Пушкинского районного и городского Советов депутатов трудящихся. Редактором газеты утверждается Н. Александровский.
Муниципальные метаморфозы привели к тому, что в январе 1965 года Пушкинская территория была выделена уже из Калининградского района. Во вновь созданном Пушкинском районе поселковые и сельские советы перешли в подчинение к Пушкинскому городскому Совету депутатов трудящихся.
Районка, теперь с названием «Маяк», возобновила свою деятельность как орган Пушкинского ГК КПСС, Пушкинского и Ивантеевского городских Советов депутатов трудящихся. Газета вновь оказалась в гуще событий Пушкинской земли. А на её страницах появились новые имена журналистов и внештатников.
О чем писала газета в 80-е и 90-е
С 60–70-х годов газета стала печататься в Мытищинской типографии. Выходила трижды в неделю на четырёх страницах, в конце 70-х годов её тираж составил 22 тысячи экземпляров.
Из хроники «Маяка» мы узнаём, что «Редакторы газеты в 60-е годы – И. Перов, М. Ефремов, Т. Елоев, в 70-е – И. Пронькин, В. Филиппов. Над выпуском газеты с января 1965 года по 1980 год работали журналисты – Соловьёв, Файн, Варфоломеева, Ведерников, Пилявский, Вертлиб, Просветов, Русейкин, Лисенков, Яценко и другие. Активно сотрудничали с «Маяком» в этот период наши земляки-рабкоры – Демина, Шифрин, Востров, Гаврилов, Максимов, Братухин, Селезнёва, Фролов, Парамонова, Кириллов, Журбицкий, Чиликин, Еренбург и многие другие. Их публикации всегда вызывали большой интерес у читателей».
С июня 1979 года и по сей день редакция «Маяка» располагается в Пушкино по адресу: улица Тургенева, дом № 22 и по-прежнему тиражируется в Мытищинской типографии, только теперь уже на станках с инновационным цветоделением и цифровым управлением.
В памяти современников свежи события 1970–1980-х и последующих годов. А читательский стаж некоторых из наших читателей составляет свыше 40 лет. На их глазах происходили события, изменившие страну. Курс на перестройку, объявленный в 1985 году, преобразил и газету. Перемены становятся главной темой публикаций в «Маяке», а перед редакционным коллективом открываются новые подходы к наполнению газетных полос.
«Публикуются аналитические материалы с критической оценкой реального состояния экономики в районе, в социальной жизни пушкинцев, жизнь выдвинула новые проблемы, усилила внимание к ним газеты», – продолжает Лепешкин.
«Маяк» освещает вопросы комплексного благоустройства населенных пунктов района, перспективы их развития, выступает в защиту малых деревень, пишет о темпах жилищного строительства, ратует за расширение посевных площадей. Много внимания уделяет охране природы. Эту тему поднимает журналист-краевед, почётный гражданин Пушкинского района Григорий Китайгородский.
Пусть точным и острым будет перо!
В 1987 году, по результатам конкурса на лучшее художественное оформление и полиграфическое исполнение районных и городских газет, проведённого Управлением издательств, полиграфии и книжной торговли исполкома Мособлсовета, газета «Маяк» была признана одной из лучших в области и затем стабильно лидирует. Её ответственный секретарь Б. Лисенков был удостоен диплома и денежной премии. В апреле 1989 года тираж газеты превысил 30-тысячный рубеж.
Редакторы «Маяка» в 80-е годы – В. Филиппов, Н. Яценко. Штатные творческие работники редакции – Варфоломеева, Русейкин, Лисенков, Ведерников, Совенко, Заплутанов, Засимова, Богатноу, Шейнин, Яковлева, Шляхтин. «Редакционный коллектив смелее берётся за сложные и новые вопросы и темы, которые ранее были преданы забвению и не допускались к печати цензором», – отмечает наш краевед.
О корифеях «Маяка» тех лет нужно сказать особо.
К концу 80-х годов в редакционном коллективе работали 15 человек. Вплоть до 2000-х здесь трудились журналисты, составившие костяк газеты. Читатели помнят яркие публикации Александра Шейнина и Елены Яковлевой, Аллы Омельченко и Михаила Совенко, жителя Ивантеевки, который отвечал за тематические полосы в «Маяке» с названием «Пульс Ивантеевки». Об известных писателях, артистах и художниках, живших в нашем районе, рассказывала Надежда Богданова. Ещё раньше публиковалась публицистика Анатолия Митяева, шагнувшего из «Маяка» в главные редакторы журнала «Мурзилка». Поэт и журналист Александр Исаев сделал постоянной рубрику «Литературная страница». Визитной карточкой газетных номеров становились снимки Владимира Ведерникова. Его журналистский стаж в «Маяке» исчислялся с 1965 года. Много снимали для газеты участник войны Виктор Чиликин, Вячеслав Зинин, Виктор Соловьев. До 2014 года, в целом 17 лет, газету возглавляла Наталья Бабаринова.
Но вернемся в 90-е. С 1990 по 1997 год главным редактором «Маяка» был Владимир Сазанович, сформировавший сильный коллектив редакции из людей послевоенного поколения. Свой путь в журналистику он начинал ещё рабкором на заводе. Получив профильное образование, работал в «Московской правде», Министерстве печати. Одним из первых рассказал в своих книгах о судьбах репрессированных в 20–50-х годах ХХ века. За третью книгу этой тематики, ряд публикаций и журналистских расследований В. Сазанович, единственный из газетчиков Московской области, был удостоен премии Союза журналистов России. Писал также о героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы, о жертвах сталинизма и людях военного времени.
Коллектив «Маяка» перенес в 1997-м две утраты — в октябре скончался Владимир Сазанович, а в мае – ответственный секретарь газеты Борис Лисенков, отдавший газете почти тридцать лет. Он тоже был из тех, кого называли незаменимым. Литератор, фельетонист, поэт, филолог, заслуженный работник культуры РФ – в послужном списке Бориса Георгиевича были награды как лучшему шоферу, в начале трудового пути, так и лучшему журналисту в его большой творческой биографии.
В 2017 году, в результате кадровых перемен, начался новый этап в истории газеты. В редакцию пришли молодые талантливые коллеги. Они сумели сохранить давние печатные традиции и открыли новые возможности журналистики. Рабочая атмосфера в коллективе вновь стала дружелюбной, а само издание максимально информативным и красочным. Газету – в стандартах качественной журналистики – теперь развивать молодёжи!
И пусть наш новый старый «Маяк» указывает путь в океане событий не прежним дедовским способом – как горящий факел вдалеке, а светит с помощью современных цифровых технологий, он и в свои 90 лет успевает за временем, по-прежнему быстро и конструктивно освещая события. В его лексиконе появились (опять же, в духе времени) такие неологизмы, как месседж и тренд, контент и дедлайн, соцсети и чат. Но остаются на все времена такие понятия, как любовь к читателю, журналистская этика, творческая неуспокоенность. С праздником, «Маяк»!
Летопись «Маяка» перелистала Галина РАТАВНИНА
Фото из архивов газеты, внештатных авторов и читателей

Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти