Перейти к содержанию
Авторизация  
pilligrim

Феномен веры в Бога

Рекомендуемые сообщения

pilligrim

Служения Богу.

Tuschik

 

ЗА ЧТО СОЖГЛИ ДЖОРДАНО БРУНО ?

Статья В.Легойды

Несмотря на то, что представление о религии как об "опиуме для народа" уже не современно и не актуально, многие ветхие воззрения не меняются и продолжают кочевать из поколения в поколение. Одно из таких представлений - борьба религии с наукой "не на живот, а на смерть". Сторонники подобного взгляда привычно козыряют известными именами: Коперник, Галилей, Бруно. Самое поразительное, что мифы об этих "мучениках науки" настолько прочно вошли в бытовое сознание, что иной раз кажется - никак их не искоренишь. Времена меняются, история подвергается пристальному и скрупулезному анализу, однако защитники якобы обиженных христианством ученых продолжают обвинять "проклятых церковников" в уничтожении науки. Причина живучести этих мифов - тема для отдельного серьезного разговора с привлечением как историков и культурологов, так и психологов и социологов. Цель же наших публикаций несколько иная - попытаться разобраться, во-первых, а что же в действительности произошло и, во-вторых, насколько произошедшее имеет отношение к конфликту религии и науки, если таковой вообще возможен. О Галилее мы рассказывали во втором номере нашего журнала за этот год. Сегодня речь пойдет о Джордано Бруно.

 

 

 

Начну с констатации факта: Джордано Бруно (1548-1600) - на самом деле пострадал от рук инквизиторов. 17 февраля 1600 года мыслитель был сожжен на Площади цветов в Риме. При любых интерпретациях и трактовках событий факт всегда остается фактом: инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела приговор в исполнение. Подобный шаг вряд ли возможно оправдать с точки зрения евангельской морали. Поэтому смерть Бруно навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада. Вопрос в другом. За что пострадал Джордано Бруно? Сложившийся стереотип мученика науки не позволяет даже задуматься над ответом. Как за что? Естественно, за свои научные взгляды! Однако на поверку такой ответ оказывается по меньшей мере поверхностным. А по сути - просто неверным.

 

 

ГИПОТЕЗЫ ИЗМЫШЛЯЮ!

 

Как мыслитель, Джордано Бруно, безусловно оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и - косвенным образом - на развитие науки Нового времени, прежде всего как продолжатель идей Николая Кузанского, подрывавших физику и космологию Аристотеля. При этом сам Бруно не был ни физиком, ни астрономом. Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон. Имя же Бруно известно сегодня прежде всего из-за трагического финала его жизни. При этом можно со всей ответственностью заявить, что Бруно пострадал не за свои научные взгляды и открытия. Просто потому, что... у него их не было!

 

Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д. Конечно, в эпоху становления науки эта разница (ученый или философ) была не столь очевидна, как сейчас. Вскоре после Бруно один из основоположников современной науки, Исаак Ньютон, определит эту границу так: "Гипотез не измышляю!" (т.е. все мои мысли подтверждены фактами и отражают объективный мир). Бруно "измышлял гипотезы". Собственно, больше ничем он и не занимался.

 

Начнем с того, что Бруно с отвращением относился к известным ему и использовавшимся учеными того времени диалектическим методам: схоластическому и математическому. Что же он предлагал взамен? Своим мыслям Бруно предпочитал придавать не строгую форму научных трактатов, но поэтическую форму и образность, а также риторическую красочность. Кроме того, Бруно был сторонником так называемого луллиева искусства связывания мыслей - комбинаторной техники, которая заключалась в моделировании логических операций с использованием символических обозначений (по имени средневекового испанского поэта и богослова Раймунда Луллия). Мнемоника помогала Бруно запоминать важные образы, которые он мысленно размещал в структуре космоса и которые должны были помочь ему овладеть божественной силой и постичь внутренний порядок Вселенной.

 

Самой точной и самой жизненной наукой для Бруно была... магия! Критериями его методологии оказываются стихотворный размер и луллиево искусство, а философия Бруно представляет собой своеобразное сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко слабо связанных между собой. Поэтому неудивительно, что Галилео Галилей, который, подобно многим своим современникам, признавал выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым, и тем более астрономом. И всячески избегал даже упоминания его имени в своих работах.

 

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого ноланец допускал весьма грубые ошибки. Безусловно, гелиоцентризм Коперника оказал большое влияние на Бруно, на формирование его взглядов. Однако он легко и смело интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, как уже говорилось, в определенную поэтическую форму. Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.

 

Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял здесь чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма. Герметизм в частности предполагал обожествление не только человека, но и мира, поэтому мировоззрение самого Бруно часто характеризуют как пантеистическое (пантеизм - религиозное учение, в котором обожествляется материальный мир). Приведу лишь две цитаты из герметических текстов: "Дерзнем сказать, что человек есть смертный Бог и что Бог небесный есть бессмертный человек. Таким образом, все вещи управляются миром и человеком", "Господин вечности есть первый Бог, мир - второй, человек - третий. Бог, творец мира и всего, что он в себе заключает, управляет всем этим целым и подчиняет его управлению человека. Этот последний превращает все в предмет своей деятельности". Как говорится, без комментариев.

 

Таким образом, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения собственно науки, Бруно скоре компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. Это неизбежно приводило к искажению самой идеи и уничтожало ее научное содержание и научную ценность. Современные историки науки полагают, что в сравнении с интеллектуальными экзерсисами Бруно не только система Птолемея, но и средневековый схоластический аристотелизм могут считаться эталонами научного рационализма. У Бруно не было никаких собственно научных результатов, а его аргументы "в пользу Коперника" были лишь набором бессмыслиц, которые в первую очередь демонстрировали невежество автора.

 

 

БОГ И ВСЕЛЕННАЯ - "БЛИЗНЕЦЫ БРАТЬЯ"?

 

Итак, Бруно не был ученым, и поэтому ему никак нельзя было предъявить те обвинения, которые, например, были предъявлены Галилею. За что же тогда сожгли Бруно? Ответ кроется в его религиозных воззрениях . В своей идее о бесконечности Вселенной Бруно обожествлял мир, наделял природу божественными свойствами. Такое представление о Вселенной фактически отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир ex nihilo (из ничего - лат. ).

 

Согласно христианским воззрениям, Бог, будучи абсолютным и несотворенным Бытием, не подчиняется созданным Им законам пространства-времени, а сотворенная Вселенная не обладает абсолютными характеристиками Творца. Когда христиане говорят, "Бог Вечен", это значит не то, что Он "не умрет", а то, что Он не подчиняется законам времени, Он - вне времени. Взгляды Бруно приводили к тому, что в его философии Бог растворялся во Вселенной, между Творцом и творением стирались границы, уничтожалась принципиальная разница. Бог в учении Бруно, в отличие от христианства, переставал быть Личностью, отчего и человек становился лишь песчинкой мира, подобно тому, как сам земной мир был лишь песчинкой в бруновском "множестве миров".

 

Учение о Боге как о Личности было принципиально важным и для христианского учения о человеке: человек есть личность , так как сотворен по образу и подобию Личности - Творца. Творение мира и человека есть свободный акт Божественной Любви. Бруно, правда, тоже говорит о любви, но у него она теряет личностный характер и превращается в холодное космическое устремление . Эти обстоятельства значительно осложнялись увлечением Бруно оккультными и герметическими учениями: ноланец не только активно интересовался магией, но и, судя по всему, не менее активно практиковал "магическое искусство". Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой), подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия), иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью.

 

 

"Герметизм - магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом "Герметическом корпусе"... Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту, выступавшему как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах... Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии... - убежденность в божественной - нетварной - сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая."

Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С. 57.

 

 

 

ПОЧЕМУ ИНКВИЗИТОРЫ БОЯЛИСЬ ПРИГОВОРА

 

Из всего этого с неизбежностью следует, что, во-первых, взгляды Джордано Бруно нельзя охарактеризовать как научные. Поэтому в его конфликте с Римом не было и не могло быть борьбы религии с наукой. Во-вторых, мировоззренческие основания философии Бруно были весьма далеки от христианских. Для Церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали.

 

Современному толерантному сознанию кажется весьма странным, что человека отправляют на костер за то, что он обожествляет природу и практикует магию. В любом современном бульварном издании публикуются десятки объявлений о порче, привороте и т.д.

 

Бруно жил в другое время: в эпоху религиозных войн. Еретики во времена Бруно не были безобидными мыслителями "не от мира сего", которых проклятые инквизиторы сжигали почем зря. Шла борьба. Борьба не просто за власть, а борьба за смысл жизни, за смысл мира, за мировоззрение, которое утверждалось не только пером, но и мечом. И если власть захватили бы, например, те, кому ближе были взгляды ноланца, костры, скорее всего, продолжали бы пылать, как пылали они в XVI веке в Женеве, где протестанты-кальвинисты сжигали католиков-инквизиторов. Все это, безусловно, не приближает эпоху охоты на ведьм к жизни по Евангелию.

 

К сожалению, полный текст приговора с обвинениями Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что те коперникианские идеи, которые по-своему выражал Бруно и которые также были включены в число обвинений, не делали погоды в инквизиторском расследовании. Несмотря на запрет на идеи Коперника, его взгляды, в строгом смысле слова, никогда не являлись для католической Церкви еретическими (что, кстати сказать, через тридцать с небольшим лет после смерти Бруно во многом предопределило и довольно мягкий приговор Галилео Галилею). Все это лишний раз подтверждает основной тезис этой статьи: Бруно не был и не мог быть казнен за научные взгляды.

 

Некоторые из воззрений Бруно в том или ином виде были свойственны и многим его современникам, однако на костер инквизиция отправила лишь упрямого ноланца. Что стало причиной такого приговора? Скорее всего, стоит вести речь о целом ряде причин, заставивших инквизицию принять крайние меры. Не стоит забывать, что расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. И, судя по всему, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих антихристианских, оккультных взглядов. И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет. Поэтому известные слова Бруно о том, что инквизиторы с большим страхом выносят ему приговор, чем он выслушивает его, можно понимать и как явное нежелание Римского престола этот приговор выносить. Согласно свидетельству очевидцев, судьи действительно были удручены своим приговором больше, чем ноланец. Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование.

 

Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Материалы по делу Бруно рисуют портрет не безобидного философа, но сознательного и активного врага Церкви. Если тот же Галилей никогда не стоял перед выбором: Церковь или собственные научные взгляды, то Бруно свой выбор сделал. А выбирать ему пришлось между церковным учением о мире, Боге и человеке и собственными религиозно-философскими построениями, которые он называл "героическим энтузиазмом" и "философией рассвета". Будь Бруно больше ученым, чем "свободным философом", он мог бы избежать проблем с Римским престолом. Именно точное естествознание требовало при изучении природы опираться не на поэтическое вдохновение и магические таинства, а на жесткие рациональные построения. Однако Бруно менее всего был склонен к последним.

 

По мнению выдающегося российского мыслителя А.Ф.Лосева, многие ученые и философы того времени в подобных ситуациях предпочитали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с церковной традицией, разрыв с Христом. Бруно во время процесса не боялся потерять Христа, так как эта потеря в его сердце, судя по всему, произошла гораздо раньше...

 

Владимир ЛЕГОЙДА


Ребёнка нельзя с детства приучать к мылу. Вырастет - поймёт, умываться ли ему, и каким мылом. Зачем умываться?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Days

Итак, Бруно не был ученым, и поэтому ему никак нельзя было предъявить те обвинения, которые, например, были предъявлены Галилею. За что же тогда сожгли Бруно? Ответ кроется в его религиозных воззрениях.

:lol: т.е. Вы сами признанете что теология и философия не науки!

А автор сам себе противоречит в первых двух абзацах:D

Самое поразительное, что мифы об этих "мучениках науки" настолько прочно вошли в бытовое сознание, что иной раз кажется - никак их не искоренишь. Времена меняются, история подвергается пристальному и скрупулезному анализу, однако защитники якобы обиженных христианством ученых продолжают обвинять "проклятых церковников" в уничтожении науки.

 

При любых интерпретациях и трактовках событий факт всегда остается фактом: инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела приговор в исполнение. Подобный шаг вряд ли возможно оправдать с точки зрения евангельской морали.

 

Во-вторых, мировоззренческие основания философии Бруно были весьма далеки от христианских. Для Церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали.

 

:D У меня сложилось впечатление, что автор все время сознательно путает понятия Бога, Веры и Церкви. Церковь не есть вера! Церковь это сообщество людей, каждый со своими причинами там находиться и взглядами. И сожгли дяденьку не за отсутствие веры, а за противоречие церкви. И при этом автор оправдывает церковь, говоря мол время такое было, но не оправдывает автора тем же самым, а наоборот упрекает.

Бруно жил в другое время: в эпоху религиозных войн. Еретики во времена Бруно не были безобидными мыслителями "не от мира сего", которых проклятые инквизиторы сжигали почем зря.

Интересно, скольких людей сжег Бруно? Вы не знаете?

 

Дальше писать некогда, потом отпишусь.


You leave me

Breathless Ah!

Сегодня утром пока красилась, 5 раз в обморок падала... от своей красоты...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Если тот же Галилей никогда не стоял перед выбором: Церковь или собственные научные взгляды, то Бруно свой выбор сделал.

Вот не выдержала.

Что значит не стооял перед выбором? :lol: Ему пришлось отречся от своего учения, и он отделался "легким испугом"

По требованию инквизиции Галелей был вынужден в феврале 1633 приехать в Рим. Против него был возбуждён процесс. Его признали виновным в нарушении церковных запретов и приговорили к пожизненному тюремному заключению. 22 июня 1633 он был вынужден, стоя на коленях, публично отречься от учения Коперника. Ему было предложено подписать акт о своем согласии впредь никогда не утверждать ничего, что могло бы вызвать подозрения в ереси. С учетом этих выражений покорности и раскаяния трибунал заменил тюремное заключение домашним арестом, и Галилей 9 лет оставался «узником инквизиции».  Сначала он жил в Риме, в герцогском дворце, затем в своей вилле Арчетри, под Флоренцией. Несмотря на папский интердикт, в протестантских странах появился латинский перевод "Диалога", в Голландии было напечатано рассуждение Галилея об отношениях Библии и естествознания. Наконец, в 1638 в Голландии издали одно из самых важных сочинений Галилея, подводящее итог его физическим изысканиям и содержащее обоснование динамики, - "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки...".

И кто знает что было бы с Галилеем, если бы он заупрямился?


You leave me

Breathless Ah!

Сегодня утром пока красилась, 5 раз в обморок падала... от своей красоты...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Days, вы будете смеяться, но я практически во всём согласен с г. Бруно. Какими бы он формами свои мысли не обрекал, но мысли были именно философско-мировоззренческими. И как ни крути, но сожгли его именно за эти мысли. Так что отмаз не прошел. Статейкая явно предвзята и слабовата.

 

Даллее Мамочке:

Где начинается духовное совершенствование и где оно заканчивается? Человек умирает, его душа попадает в Рай а дальше? В чём смысл? Ну будет она там бесконечно райские яблоки жрать и что? Данный вопрос в христианстве не проработан.

 

Далее опять Days:

Служение Господу? А смысл? То есть мы являемся некими божьими игрушками, которые он ради собственной потехи тут разселил и смотрит кто лучьше будет ему служить? Таким образом собственная жизнь человека не имеет никакого смысла, так же как и его развитие не имеет смысла. Родился, иди в монастырь, молись с утра до вечера и будешь лучшим служителем.

Неужели вас самого не пугает такое бессмысленное существование? Я конечно понимаю, что в служении есть некий мазохистский кайф, но не до такой же степени?

 

Таким образом христианство как философия не даёт ни одного вразумительного ответа ни на смысл существования человека на земле ни на посмертное существование. Восточные религии этот вопрос проработали более глубоко. А христианство действует кнутом и пряником: Пряник - бессмысленное вечное существование в раю - кнут такое же бессмысленное вечное горение в аду. Более того. Все христианские догмы построены на игре человеческих чувств, страхов и пороков, которые перенесены на божью почву. Человек жаждет власти - и Бог является высшей власть. Верующие ради его утешения его тщеславия восхваляют его в песнопениях, думая что ему это в кайф. Человек жаждет любви и Бог любит его вечно. Всё царство господне построено по аналогии человеческих сообществ, что само по себе уже смешно. Взаимоотношения с богом так же построены по аналогии человеческих взаимоотношений. Ну примитивно это!!! Крайне примитивно! Мироустройство намного сложнее.


_____

Быть!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

pilligrim

Где начинается духовное совершенствование и где оно заканчивается?

Так ли это важно для Вас? Человек проживает СВОЮ жизнь, учится на СВОИХ и ЧУЖИХ ошибках, ломает и строит себя. Где предел этому? Кому как дано. :lol:

Человек умирает, его душа попадает в Рай а дальше? В чём смысл?

Ваши вопросы бесполезны, по крайней мере сейчас. И Вы это знаете. :D

И, кстати, даже если каждое слово своего оппонента Вы будете рассматривать под микроскопом и задавать бесконечные вопросы по поводу " отчего" и " почему", в данном случае это выглядит как бессмыслица.Уж извините.

По поводу этого-

Ну будет она там бесконечно райские яблоки жрать и что? Данный вопрос в христианстве не проработан.

Да уж..ну проработайте Вы. Если все знаете про" жрать" и про "яблоки".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Мироустройство намного сложнее.

А может все гораздо проще :lol:


You leave me

Breathless Ah!

Сегодня утром пока красилась, 5 раз в обморок падала... от своей красоты...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ваши вопросы бесполезны, по крайней мере сейчас. И Вы это знаете. :lol:

И, кстати, даже если каждое слово своего оппонента Вы будете рассматривать под микроскопом и задавать бесконечные вопросы по поводу " отчего" и " почему", в данном случае это выглядит как бессмыслица.Уж извините.

Мамочка, для меня они не бесполезны.

Вот на этой ноте обычно все дискусси и прерываются. Любимый ответ того же Days а "свою бы душу спасти". То есть проблемы перед человеком стоят чисто эгоистические. Забота только о себе а остальной мир его не волнует. Попади он в другую религию, где для спасения нужно было бы убивать неверных - был бы ярым воином и прославился бы на полях сражений.

Вам никогда не приходилов голову задуматься о побудительных мотивах?

 

Всё таки Джордано Бруно был прав.


_____

Быть!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Мироустройство намного сложнее.

А может все гораздо проще :lol:

Глобально - сложно.

Локально - просто. В этом и есть диалектика. Переход количества в качество.

:D


_____

Быть!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Они, видимо, даже не знают, что бог един, но его пророки на земле разные- Христос, Мухамед, Будда и т.д. Зачем же пророкам что-то выяснять между собой, имея одного отца.

О! Это новое слово в теологии!

Православные вас за это могут и побить. :beer:

 

На самом деле мы несколько отклонились от темы. А тема была - изучение феномена веры в бога.

Заметьте, не факта существования бога а именно социального-психологического явления веры в бога. И непонятно что вас так задело.

Редко бываю на форуме, но данную тему решила почитать (ошибок в словах мало, и мысли здравые).

Во-первых, никогда никого не сужу, а высказываю аргументы, если они у меня есть! Так нас учили в академической науке- вести дискуссию на уровне аргументов, и никогда не переходить на личности.

Во-вторых, никогда не задумывались, почему говорят при крещении: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!" ? Я не теолог и не церковный служащий, но знаю, "что к Богу (Творцу) мы обращаемся через пророка Иисуса, католики молятся Богоматери Марии, обращаясь к Богу" (цитирую ксендза). И это одно из отличий между православной и католической верой, однако никто до сих пор шапками друг друга не закидал. И у меня есть редкая икона с изображением Бога Отца ( в православной церкви подарили). И на ней изображен седовласый и белый старец (и иначе быть не может, православные такого же цвета)

В-третьих, если вернуться к теме: изучая феномен веры в бога, я надеюсь, что будут изучать поведение, чувства, развитие и мотивации человека в социуме, а не библию.

Так что бить меня не надо, уважаемый воинствующий Пилигрим (кстати, учитывая Ваш НИК - не читали случайно рассказ Германа Гессе "Паломничество в Страну Востока"? - Очень достойный сюжет)! Любая Война - это зашедшая в тупик ситуация, которую не смогли, ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ, решить путем переговоров. Договорились же русская и зарубежная церкви, без войны, здравомыслящие люди. Вот таких людей и нужно изучать, и у каждого из них свой мотив и свои причины, по которым они верят в бога. И у каждого человека есть своя история, которая его привела к вере. Так что для изучения - необъятное поле.

 

 

А "задела" меня сама тема, за что и спасибо. Есть возможность поразмышлять! :P

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Читаю сейчас книгу Честертона "Вечный человек", там хорошо сказано о феномене веры: "Вся суть, все дело в том, что для человека естественно поклоняться. Пусть идол суров и уродлив — молящийся добр и прекрасен. Человек ощутил, что, склоняясь, он свободнее, более того, он выше. Безверие — рабство, и вынести его нелегко. Если человек не может молиться, он задыхается; если он не может встать на колени, он в оковах."


Скучно, господа, скучно. Вот в средние века скучно не было: тогда в каждом доме был домовой, а в каждой церкви – Бог. (Сталкер)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Тутси(Надя)10

liiv

Читаю сейчас книгу Честертона "Вечный человек", там хорошо сказано о феномене веры: "Вся суть, все дело в том, что для человека естественно поклоняться. Пусть идол суров и уродлив — молящийся добр и прекрасен. Человек ощутил, что, склоняясь, он свободнее, более того, он выше. Безверие — рабство, и вынести его нелегко. Если человек не может молиться, он задыхается; если он не может встать на колени, он в оковах."

что-то в этом есть

 

но когда поклонение чему-либо доходит до фанатизма, это не нормально

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
ученый должен верить в науку.

 

:???:

зачем это он должен верить в науку... науку можно изучать, либо использовать для дальнейшего исследования мира

Вера - безспорное и безсомненное принятие догм. 

 

вера - это вера, причем тут догмы?

По своему опыту знаю, что жизнь всегда дает знаки, только одни люди их читают и видят, а другие нет. Это зависит от уровня человека, и это область, за которую отвечает религия.

по своему опыту тоже это знаю, но нашла я это не в религии

именно по тому, что исходят из какого-то постулата!

 

 

а из какого постулата исходит психология?

;) может тупой вопрос конечно...


Если Христос родился в Вифлееме, а не в твоем сердце, то тебе никогда не испытать спасения.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вы мне напоминаете язычников которых обращали в православия и вот они стоят и кричат. Не верим!

 

:???:

 

интересно изучают веру или веру в Бога?

 

имхо вера - это человеческое качество

довольно простое, если мыслить практически... верить можно во многое в частности - в добро, в прекрасное, в то, что помогут, в людей, в целом - это и есть вера, или вера в Бога

 

но надо отличать слепую веру(догматизм) от подлинной

 

слепая вера - это когда сказали, и человек принимает на веру без веры в душе - и дальше это несет...

другое - возможно тоже сказали или прочитал или услышал - не важно, но душой к этому уже пришел, есть чувство и знание что это действительно так - обычно тогда не надо человеку никого никуда обращать - он прекрасно понимает, что это за путь - может объяснить при необходимости, но чаще - когда спросят...

настоящая вера есть у всех абсолютно людей, она присуща и ученому и атеисту и православному и буддисту и мусульманину и шаману, тут все равны

 

могу привести пример своего понимания - допустим человек болен или к примеру беден, вот если поверит он по-настоящему в избавление от бедности или болезни - что он станет делать? даже не совсем так - поверит в бедность или болезнь - до конца поверит, осознает и при этом осознает себя в ситуации - что он станет делать? - имхо он зашевелится и начнет что-то по-настоящему предпринимать, если только совсем он веру не утратил по какой-то причине...

 

а религии не столь примитивны как кажется на первый взгляд, пусть чаще всего это похоже на массовое сумасшествие, в религиозных ритуалах есть весьма глубокие смыслы, жаль сами люди превращают многое из этого в бред, когда пытатся за счет этого возвыситься или убежать от жизни... ну тут не религии виноваты


Если Христос родился в Вифлееме, а не в твоем сердце, то тебе никогда не испытать спасения.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В первых строчках Символа Веры читается. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. Это и есть догмат Церкви.

довольно простое, если мыслить практически... верить можно во многое в частности - в добро, в прекрасное, в то, что помогут, в людей, в целом - это и есть вера, или вера в Бога
Человек, делающий добро одиночку из этого ничего хорошего не выдет «овчинка выделки не стоит» человеку нужен, соучастник.
могу привести пример своего понимания - допустим человек болен или к примеру беден, вот если поверит он по-настоящему в избавление от бедности или болезни - что он станет делать? даже не совсем так - поверит в бедность или болезнь - до конца поверит, осознает и при этом осознает себя в ситуации - что он станет делать? - имхо он зашевелится и начнет что-то по-настоящему предпринимать, если только совсем он веру не утратил по какой-то причине...

Душа – это дом и дом нужно приводить в порядок, но для этого нужен соучастник.


Ребёнка нельзя с детства приучать к мылу. Вырастет - поймёт, умываться ли ему, и каким мылом. Зачем умываться?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

может и нужен)) - Days Вы о том, что человек - существо социальное?


Если Христос родился в Вифлееме, а не в твоем сердце, то тебе никогда не испытать спасения.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×