В период режима самоизоляции многие жаловались на то, что больше всего страдают от невозможности посетить парикмахерские и салоны красоты. Можно было предположить, что после отмены ограничений в этой сфере не будет отбоя от клиентов. Но всё оказалось сложнее. Несмотря на то, что бьюти-сферу признали одной из наиболее пострадавших отраслей, и она могла рассчитывать на поддержку государства, удержаться на плаву салонам удаётся с большим трудом. Около 11 процентов таких заведений в масштабах страны прекратили свою деятельность. О сложностях этого непростого периода нам рассказала владелица пушкинского салона «Мир красоты» (Московский проспект, дом № 21) Зинаида Подобедова.
Арендодатель пошёл на уступки
– Салон пришлось закрыть в конце марта или даже раньше? Разговоры о вирусе начались задолго до введения режима самоизоляции, и многие опасались ходить куда-то, кроме работы…
– Мы трудились до последнего дня и открылись первыми, так как салон оборудован всем необходимым и с сотрудниками регулярно проводилась соответствующая работа. Однако уже с марта наблюдалось снижение клиентского потока.
Как только пошли разговоры о коронавирусе, я тщательно изучила информацию в Интернете, касающуюся предотвращения и профилактики вирусных заболеваний. За советскую историю страны нашими учёными были внедрены и описаны методы борьбы с различными вирусами, в том числе и с ещё более страшными. Чудом успела закупить медицинское оборудование, антисептики и другие расходники.
– Во время самоизоляции вы просто ждали, когда ограничения будут сняты?
– Как все помнят, в начале апреля всех закрыли на неделю. Мы использовали это время для проведения ремонтных работ и генеральной уборки. Когда срок продлили, стало ясно, что всё очень серьёзно и надолго. С коллективом постоянно находилась на связи, старалась помочь с решением проблем, потому что у многих были кредиты и съёмное жильё.
– Удавалось ли выплачивать зарплату?
– Особенность салонного бизнеса – сдельная оплата труда, которая зависит от выручки. В пандемию нельзя было работать, значит, нет выручки – нет зарплаты. Широко рекламировалась программа помощи предприятиям «Кредит под зарплату», но по факту она оказалась «втюхиванием» кредитов под достаточно высокие проценты с очень скользкими условиями, никак не зависящими от заёмщика…
– Как решали вопрос с обязательствами по арендной плате?
– С этим вопросом было полегче: арендодатель пошёл на уступки, и нам не нужно было оплачивать аренду в полном объёме.
Компенсировать два месяца простоя не получилось
– После открытия салона что-то изменилось? Во время самоизоляции в салоны очень рвались – подкрасить отросшие корни, снять Shellac, от которого сложно избавиться в домашних условиях.
– Мы открылись в июне, как только разрешили. Спасибо администрации Пушкинского округа, которая оперативно прислала все постановления. Первые две недели было много клиентов – это объясняется отложенным спросом, но, к сожалению, компенсировать два месяца простоя не получилось. Я заметила, что в мае стали появляться предложения оказать салонные услуги на дому – в полной антисанитарии. По этому поводу я даже обращалась к руководству области – написала письмо.
– Делаете что-то дополнительно, чтобы привлекать клиентов?
– Многое делаю, чтобы поддерживать и развивать бизнес, чтобы моей команде было интересно со мной работать. Но всё это не даёт результата, сопоставимого с прошлым годом. Виден спад клиентского потока на 15-20 процентов. Связываю это со снижением покупательской способности населения. К сожалению, услуги сферы красоты не относятся к первым двум уровням базовых потребностей человека по иерархии Маслоу, обеспечивающим жизнедеятельность индивидуума. Поэтому сначала женщина покупает продукты, одежду, платит за квартиру, лекарства, а потом, если что-то остаётся, может потратить на красоту.
– Скоро ли удастся вернуться к прежнему уровню заработка?
– Думаю, это зависит от общей ситуации в стране. Главное, чтобы не повторилась весенняя ситуация 2020 года и можно было работать. Салон красоты – контактная отрасль экономики, по Интернету не покрасишь и не подстрижёшь.
Пересмотрели свои планы
– Воспользовались ли вы господдержкой?
– Да, в апреле-мае мы обращались за помощью. Лично я и мои сотрудники, которые попадали под федеральные программы, – мы все получили субсидии. Подавали через личный кабинет налогоплательщика и Госуслуги. Было две субсидии на сотрудников, это помогло людям, потому что сидеть два месяца без зарплаты тяжело. Естественно, что заранее к такому долгому простою никто не был готов.
– Сейчас настроение в коллективе уже лучше?
– Сейчас уже более-менее. Осень для нас – традиционно время обучения и тестирования новых услуг, но в этом году программа будет минимальна. Из-за специфического лета просто нет ресурсов на развитие.
– Пришлось ли поднять цены на услуги?
– Пришлось. Приведу простой пример. Перчатки для окрашивания раньше стоили 280 рублей за упаковку. Сейчас цена – 800-950 рублей. Естественно, нам пришлось поднять цены на те услуги, где требуются расходные материалы. Маски раньше, в принципе, никому, кроме мастеров по маникюру и косметологов, не требовались. Пачка в 100 штук стоила около 60-80 рублей. Сейчас цены на маски знают все…
– Можете сказать, что эта ситуация стала неким уроком?
– Да, многие, и я в том числе, пересмотрели свои планы и схемы потребления. Мы дооборудовали салон, чтобы самим не заразиться и клиенты не болели. Могу сказать, что сильно подняли качество обработки инструментов, стали чаще проводить уборку. Но в целом ничего положительного в этой истории не вижу. Тяжёлая ситуация для руководителей и для бизнеса – это время выживания…
Беседовала Анна КОРНИЛОВА
Фото из архива Зинаиды Подобедовой
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти