Благодаря удивительной коллекции стереопар, сохранившейся у Бориса Сергеевича Стечкина, в 2019 году удалось узнать много нового о подмосковной усадьбе "Пруссы", построенной в 1888 году по проекту Федора Шехтеля. Многочисленные кадры, сделанные владельцем усадьбы Николаем Шиловым (прадедом Б.С. Стечкина), и подробный каталог с подписями к ним позволили достаточно подробно воссоздать фрагмент истории местечка Пруссы. Читать предысторию https://clck.ru/RbLst
Сегодня мы начинаем серию рассказов том, что происходило в имении Шиловых - Абрикосовых после революции.
Часть 1. Будни Трудкоммуны № 23
«К господскому дому подогнали лошадь и стали нагружать все, что еще можно было спасти: зеркала, посуду, мебель. Все это происходило в страшной спешке. В итоге лошадь оступилась, и всё тут же разбилось вдребезги. Это был 1918 год», – так пересказывает воспоминания своей бабушки коренная жительница деревни Пруссы Эльвира Николаевна Зайцева.
Усадьба Пруссы. Фото из собрания Б.С. Стечкина
Но все же большая часть мебели и остановки осталась в доме – об этом можно судить, исходя из описи так называемого "мертвого" инвентаря, которая хранится в архивном деле за 1922 год. Согласно документам, оба здания усадьбы "Пруссы" (дом Шиловых и дом Абрикосовых) были переданы Московскому Отделу Народного Образования (МОНО), в них была организована колония для дефективных девочек (Архивный отдел Управления муниципальной службы, противодействия коррупции и архивного дела администрации Пушкинского городского округа, Ф.9, О.2, Д.23).
Через несколько лет колонию перепрофилировали в Трудкоммуну "Пруссы" №23 – исправительно-воспитательное учреждение для малолетних правонарушителей. Остается только предполагать, как складывалось сосуществование воспитанников и педагогов в бывшем имении Шиловых-Абрикосовых. Благодаря сохранившимся документам, мы можем наблюдать отдельные эпизоды внутренней жизни детского учреждения того времени. Из протоколов педсовета Трудкоммуны № 23 "Пруссы" (ЦГАМО, Ф. 966 Оп. 4 Д. 2047):
26 апреля 1928 год. От участия в демонстрации на Пироговской фабрике решили отказаться в виду плохой дороги и отсутствия обуви. В шесть часов вечера устроим торжественное заседание с докладом А.Я. Евтюхина о значении празднования 1 мая и воспоминаниями Д.Г. Цыбульского о проведении 1 мая во Франции с участием представителей общественных организаций. По окончании торжественного заседания – художественная часть: пьеса в одном действии "Майский жук", участвуют воспитанники с сотрудниками; декламация, пение, частушки, пляски и юмористические рассказы Зощенко, игра на балалайке. Возможно участие и шумового оркестра. По окончании художественной части – игры и танцы. На второй день праздника ребята, имеющие обувь, могут пойти в кино на фабрику "Пролетарская победа" в 6 верстах от коммуны.
Но безмятежной жизнь в Трудкоммуне "Пруссы" точно не назовешь. В протоколах педсовета за июнь-июль 1928 года читаем:
27 июня 1928 год. были задержаны в лесу бывшие воспитанники Кондратьев и Курочкин, причем у первого из них во время сопротивления был отобран револьвер Смит-Вессон военного образца в полной боевой готовности. Попутно выяснилось, что группой Кондратьева Федора подготовлялось (орфография из документа) убийство заведующего Трудкоммуной с целью ограбления. Кондратьев был отправлен в Пушкинскую Вол〈остную〉 милицию, откуда благополучно бежал 1 июля. В деле Кондратьева и Курочкина были замешаны воспитанники: Терехов, сознавшийся в краже часов у учителя, а также Григорьев и Кондаков. Милиция арестовала Терехова, Кондакова и Григорьева, последних двух освободила через 20 часов с просьбою установить за ними наблюдение. Терехова направили обратно в трудкоммуну "Пруссы". Возвратившийся по постановлению Терехов прибыл в трудкоммуну 5 июля. В тот же день после обеда у учителя были вторично украдены из квартиры часы...
Воспитанники колонии для беспризорников . Москва, конец 1920-х - начало 1930-х гг. Архив ГИМ.
4 июля утром Пушкинским угрозыском были арестованы воспитанники Лукашек и Шатилов, у которых были найдены патроны, порох и свинцовые пульки. Оба они не сознавались, что у них есть оружие. В тот же день в комнате Лукашека, в печке, был найден револьвер, о чем 5 июля в 10:40 нами было дано телефонное сообщение в Пушкинскую милицию. Несмотря на это, вечером 5 июля воспитанники Лукашек и Шатилов были направлены обратно в Трудкоммуну, в виду того, что "нет основания к их содержанию под стражей".
Тогда же педсовет расценил решения Пушкинской милиции и постановления Комонес’а (Комиссии о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях) как действия, направленные "к насаждению полной безответственности ребят, поощрению бандитизма, краж и хулиганства". Педагоги пришли к выводу, что "работать так совершенно немыслимо".
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти