Перейти к содержанию
Авторизация  
Mahant

Нил Сорский. Страницы истории.

Рекомендуемые сообщения

Без мудрствования и доброе на злобу бывает,

Ради безвремения и безмерия. Егда же мудрование

Благим меру и время установит, чуден прибыток обретается.

- Время безмолвию и время немятежной молве;

- Время молитвы непрестанныя и время службы нелицемерныя.

- Прежде времени и высокая не продержати.

- Среднею мерою удобно есть проходити.

- Средний путь неподателен есть.

Св. Преподобный отец Нил Сорский. (1433 – 1508 гг.)

 

 

Жизнь Отца Нила Сорского во многом осталась для нас загадкой. Известно, что родился он предположительно в Москве, в 1433 году, и происходил из рода Майковых. Поэт Аполлон Майков гордился тем, что Преподобный Нил один из его дальних родственников.

Давайте на форуме попытаемся рассмотреть всё интересное, что может быть связано с эпохой отца Нила и опытом его молитвы...

 

Тема для тех, кто интересуется историей Руси и опытом православного подвижничества. :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Этим летом мне довелось побывать в Кририлловском районе Вологодской области недалеко от тех мест, где Преподобный Нил Сорский в 1485 году основал Нило-Сорскую Сретенскую пустынь, к великому сожалению Пустынь до сих пор не востановлена, в ней сейчас находится дом инвалидов. Эти места называют "Северной Фиваидой", но много монастырей и храмов в этих местах в наше время находится в запустении. Неподолёку знаменитый фресками Дионисия Ферапонтов Рождественский Белозерский монастырь, но там действующая только одна маленькая надвратная церковь п. Никона и пр. Ферапонта, а остальная часть монастыря принадлежит музею, туда возят туристов. В самом многочисленном в средние века в Европе монастыре - Кирилло-Белозерском сейчас подвизается только три монаха. Надеюсь, что когда-нибудь в монастыри Русской Фиваиды на Сервере вернутся монахи.

Преподобный Нил Сорский принял постриг в монастыре преп. Кирилла Белозерского, несколько лет пребывал на Афоне, вернулся в Белозерье и основал первый на Руси скит и ввёл в своей обители строгий скитский устав, был "нестяжателем", долгое время его труды были в забвении

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

вот еще слова Нила Сорского

Стремясь к созерцательному экстазу, он повторял «Путь жизни сей краток есть. Дым есть житие сие!», отрекаясь и от «мира», и от борьбы с мирским злом.

 


Любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго,
якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго,
якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует,
и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует;
и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.

---------------------------------------------------------------------------------------------

обидели Модераторы? Расскажи об этом в Клубе - "Клуб за БАНей"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Юрий_О

Этим летом мне довелось побывать в Кририлловском районе Вологодской области недалеко от тех мест, где Преподобный Нил Сорский в 1485 году основал Нило-Сорскую Сретенскую пустынь

Действительно так... Я тоже этим летом там в очередной раз побывал (люблю вологодчину). И тут, кстати, множество вопросов - почему всё так в Нило Сорской пустыни?...

 

Для всех, кто мало знает о чём речь в этой теме и стесняется писать посты, предлагаю посмотреть страницу о Ниле Сорском в сети http://stnil.narod.ru/ там очень многое полезное сказано об этом русском Святом и его жизни. Но сказано, конечно, далеко не всё - интересно проследить и подумать о пути исканий этого человека, который жил в одну из самых сложных эпох России. О той идее, которую он впервые принёс на Русь своего времени. :blink: Вот об этом и давайте подискутируем.

post-30-1197051516.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не думаю, что его идея сильно отличается от обычного скита.

К отшельничеству я отношусь как к искусственному уходу. Мне думается, что, если воспринять жизнь как игру, а за победу считать безупречность, то отшельничество, это низкий уровень сложности. Куда труднее принять вызов и постараться уберечь себя от страстей в том мире, где тебя высадили в начальный момент. Город – город, деревня – деревня. При этом, разумеется, лучше пройти игру на низшем уровне, чем вообще не пройти. Но и при этом, не факт, что игра на низшем уровне будет судьями высоко оценена.

Что касается самого подвижника, то вполне нормальные обычные мысли, для христианина. Ощущение такое, что игру он прошёл.


"Не исчезает истинная Дхамма,

пока не возрастает в мире Дхамма ложная.

Когда возрастает ложная Дхамма, вынуждает она

истинную Дхамму исчезнуть."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

White9

Не думаю, что его идея сильно отличается от обычного скита.

К отшельничеству я отношусь как к искусственному уходу. ...

Ощущение такое, что игру он прошёл.

Всё никак нет сил собраться, чтобы написать... но постараюсь )))

Нил Сорский - первый из русских подвижников с которых начался путь исихазма, или "умного делания" в России. И это уже само по себе многое говорит.

Да, Русь знала примеры подвижнической жизни Сергия Радонежского и людей которые учились у него молитве, задолго до заволжцев, но это был именно российский опыт. Нил Сорский жил в юности в Москве, и после в обители Кирилла Белозерского, где как раз развивалась такая школа, начатая учениками преподобного Сергия, но этого ему, очевидно было мало... Он путешествовал в Константинополь и на Афон, куда редко кто из его современников ходил, и он стяжал опыт этих мест, как книжный, так и практический - опыт внутренней молитвы, который не знала Русь. В этом уже он остался уникален...

Вы пишете "Не думаю, что его идея сильно отличается от обычного скита" - какого скита?? На Руси тогда скитов ещё не было, не было в смысле их монашеской организации и практическому стержню работы. Скит, который создал Нил Сорский, вернувшись с Афонской горы на Русь, был скорее нонсонсом его времени. Мало того, что там был Афонский (а не кирилло-белозерский) устав, там практиковалась молитва, которую знали греческие и египетские древние исихасты, но, далеко не монахи "русской фиваиды". Т.е. читая Иисусову молитву Нил Сорский учил наблюдать за дыханием, ритм вдох-выдох при даже мысленном произнесении слов, и кроме того, он попытался сказать о той молитве, которая происходит в сердце, когда никаких слов больше не произносится... молитве внутреннего молчания - основного сокровища, которым владели восточные исихасты...

post-30-1198834873.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Эти места называют "Северной Фиваидой", но много монастырей и храмов в этих местах в наше время находится в запустении.

Сейчас там создан национальный парк "Русский север". Мне посчастливилось принимать участие в работах по географической экспертизе проекта создания парка. Многие монастыри начинают медленно и болезненно восставать из пепла.

Нило-Сорская Сретенская пустынь до сих пор не восстановлена, в ней сейчас находится дом инвалидов.

Да, в захлебывающейся от нефти стране нет средств на постройку районной больницы для психов. :P


Я обращаюсь на Ты к равному (пусть и незнакомому) и на Вы к признанному авторитету. А обращение "вы" использую только при желании жестоко оскорбить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Врать не буду, всё я читать не стал.

В преамбуле говорилось об отличиях скита и того, что сделал Нил Сорский, разницы принципиальной нет. Так как, что человек один живёт, что может до соседей докричаться не столь принципиально.

Если действительно то, что скитов до него не создавали, то скажем так – я не знал.

Читать всё не стал, потому что как раз основная цель бросается в глаза. Он через молитву приходит к внутреннему безмолвию, что, на мой взгляд, действительно очень ценно, но при этом имя Христа можно и не упоминать, поэтому я и не стал что-то дочитывать (понятно, что Нил Сорский тут сильно не согласиться, но что делать, меня убедительно просили не создавать себе кумиров).

Моя цель перенять идеи, на которые я вешаю ярлык “здравые”, но при этом чужие ярлыки оставить за скобками.

 

В любом случае, скромность высказываний этого человека о себе подкупает и заставляет послушать.


"Не исчезает истинная Дхамма,

пока не возрастает в мире Дхамма ложная.

Когда возрастает ложная Дхамма, вынуждает она

истинную Дхамму исчезнуть."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

White9

Если действительно то, что скитов до него не создавали, то скажем так – я не знал.

Я, честно говоря, тоже. На досуге займусь выяснением. Спасибо, Mahant за толчок к изучению истории монашества на Руси.


Я обращаюсь на Ты к равному (пусть и незнакомому) и на Вы к признанному авторитету. А обращение "вы" использую только при желании жестоко оскорбить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×