Перейти к содержанию
Авторизация  
Настя

Прикорм. Всё о детском питании грудничков

Рекомендуемые сообщения

Милые мамочки, )))

кто кормит детишек баночками, у меня большой вопрос-просьба - не выкидывайте пожалуйста баночки - я у вас их с большим удовольставием заберу. А то делаю на зиму сынишке яблочную неженку - в такие баночки 80-200гр очень удобно ее закрывать.

Очень жду ваших сообщений!!! )))

Буду признательна!!! )))


- Будущее мы или строим, или нам придется его терпеть.

мой e-mail: pvh@bk.ru и тел.8-903-129-19 восемь и 4 пишите смс, всегда отвечу!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здравствуйте мамочки! :food:

Я подумала и решила, что было бы правильно поделиться с Вами информацией.

Ну а на сколько уж Вам это пригодится не знаю. Очень надеюсь что поможет хотя бы в том, что не придется платить за консультацию у специалиста.

Удачи! И растите Ваших карапузов здоровыми!

 

 

Как и когда вводить прикорм ребенку на исключительном грудном вскармливании?

 

Если вы не чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы вводить педагогический прикорм (http://www.yamama.ru/breastfeeding/prikorm.htm), можете последовать схеме, которая включает в себя элементы и традиционного и педагогического прикорма.

Я исхожу из стойкого убеждения, что до 6 месяцев (абсолютно минимальный возраст, в котором ребенок может быть готовым ко взрослой пищи) ребенку, получающему только грудное молоко и хорошо набирающему вес, прикорм вводить нежелательно и необязательно. Если ребенок мало прибавляет в весе, стоит найти причину такого положения (возможно грудное вскармливание организовано не правильно), и потом принимать решение о вводе прикорма раньше вышеуказанного срока. Дети-аллергики, сильно болевшие или недоношенные дети нуждаются в еще более взвешенном подходе при вводе прикорма – более поздние или более ранние сроки. Так детям–аллергикам можно задержать введение прикорма на 1,5-2 месяца.

Стоит сказать про активный пищевой интерес – при традиционной схеме введения прикорма трудно понять, есть ли у ребенка потребность пробовать и поглощать другую пищу, если мама ест отдельно от ребенка и хочет прикармливать его другой пищей. В таком случае мамы ориентируются на то, выталкивает ли малыш ложку с прикормом. Если да, то стоит немного отложить ввод новых продуктов. Готовность к прикорму определяется следующими признаками:

• Увеличение частоты кормлений, которое продолжается дольше нескольких дней и не связано с болезнью или прорезыванием зубов.

• Повышенный интерес к еде взрослых.

• Способность сидеть самостоятельно.

• Угасание рефлекторного выталкивания языком твердой пищи изо рта.

• А также умение брать руками пищу и класть ее в рот

 

Есть мнение, активно поддерживаемое врачами и диетологами в России (К.Ладодо, например), что сок не является прикормом, и поэтому ребенок уже в 3-4 мес. должен получать эту корригирующую добавку. Однако возникает разумный вопрос – что корригирует эта добавка? Означает ли это то, что уже в 3-4 месяца женское молоко содержит меньше витаминов и минералов, чем нужно ребенку? Означает ли это то, что сок содержит необходимые витамины и минералы? На эти оба вопроса я отвечу – нет! Промышленно изготовленные соки (особенно яблочный, который врачи любят называть источником железа) не содержат необходимого количества, а то и вовсе не содержат витаминов. Витамин С добавляется в соки в качестве антиоксиданта, а если добавлены другие искусственные витамины, то неизвестно, насколько они будут усвоены ребенком. "Сок - это очень тяжелый продукт, в котором много агрессивных фруктовых кислот, минеральных солей и сахара. Даже для взрослых это слишком концентрированный продукт, который нужно разводить. А детям лучше вообще пить компотик. Более того, содержащийся в соках сахар для малыша вообще не нужен. Помимо этого, введение соков заглушает аппетит у ребенка и может снизить количество молока у матери, если сок «понравится» ребенку. Фруктовое или овощное пюре лучше, потому, что в пюре содержится клетчатка, которая снижает концентрацию агрессивных веществ.

Поэтому я рекомендовала бы вам давать ребенку сок тогда, когда он уже получает большое количество «тяжелых» продуктов - введены каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты... Тогда соки выступят в новом качестве, как стимуляторы ферментативной деятельности.

Что касается кисломолочных продуктов – различных кефиров, которые прописывают врачи как средство от дисбактериоза (если вдруг забыли прописать «Линекс» или «Хилак»), то в первую очередь стоит подумать о корректировке питания матери, чтоб ее молоко содержало достаточное количество тех же самых, но «родных» бифидо- и лактобактерий.

Отмечу, что дети, которые беспрепятственно получают грудь по первому требованию, очень поздно начинают хотеть пить другие жидкости – особенно не сладкие, такие как вода или кефир.

 

Я могу предложить вам 2 схемы введения прикорма, которые тоже достаточно условны. Например, воду вы можете давать как после начала введения прикорма, так и позже, ориентируясь на потребность и желание вашего ребенка. Многие дети на естественном вскармливании не пьют воду до 1года и 3 мес, а то и до полутора-двух лет.

 

Нетерпение мам накормить ребенка чем-нибудь «вкусненьким» я наблюдаю очень часто. В возрасте с 4-х месяцев малыш уже умеет ловко хватать предметы (к примеру, пищу с вашей тарелки, ложку, вилку, стакан с вашим соком). Не принимайте, пожалуйста, этот интерес за пищевой. Обратите внимание, что возможно, ребенок считает себя готовым к прикормам, тащит еду с вашей тарелки и наслаждается новыми вкусовыми ощущениями, и бывает, сразу съедает всю порцию, которую вы предложите, радуясь такому аппетиту. Но через некоторое время у него расстраивается живот (в моей практике 6-месячная девочка поносила 3 дня! после тарелки! Ухи. «Уха – это ее любимое блюдо, она так просит!»), появляется запор или же вы замечаете, что пища выходит совершенно непереваренной, в том же виде, в котором она была съедена. Стоит ограничивать столь активный пищевой интерес в заботе о пищеварении ребенка. Заметьте, что в старых нормах прикормов обязательно были указаны количества, допустимые для данного возраста. Предлагаю вам считать эти нормы максимальной дозой. Не гонитесь за количеством. Последствия могут быть очень печальными вследствие неадекватной нагрузки на ЖКТ. (Отвлеките ребенка игрушкой, новым занятием или дайте грудь, уйдя из-за стола).

Отложите ввод прикорма в неделю, когда ребенку были сделаны прививки, в сильную жару, при болезни, после выздоровления должно пройти несколько дней. Это касается и ввода новых продуктов прикорма.

 

Многие начинают прикорм с фруктов. Я не вписала в схему фрукты первыми из опасения, что дети потом откажутся есть менее вкусные овощи. Однако это не правило.

Если ребенок склонен к запорам, начните с овощей или фруктов, если к поносам или частому стулу – с каш, с рисовой каши. По сезону

• Когда вы начинаете вводить прикорм, давайте только один новый продукт за раз и ждите дня 3 или неделю, прежде чем попробовать что-то еще.

• Фруктовые и овощные пюре, состоящие из одного компонента, можно добавлять 1 раз в 1-2 недели. Таким образом, можно выявить аллергическую реакцию на определенный продукт и исключить его из рациона.

Не надо давать соль и сахар. Соль предлагаю вводить после года или позже, когда заметно, что ребенок потерял интерес к таким пресным кашам. Вместо соли можно добавлять сушеный укроп или другую зелень, но не всегда это «работает». Для подслащения можно варить кашу на фруктовом отваре или добавлять в уже сваренную кашу пюре или кусочки фруктов (мягких – персик, абрикос, слива или распаренная курага, чернослив). Для детишек еще постарше можно добавлять джемы, сваренные в микроволновке (требуется гораздо меньше сахара, хорошо саможелируются) или варенье из ягод, не вызывающих аллергии. Что вообще касается ягод, то можно попробовать некрасноокрашенные (растущие в вашей местности) около года, выдавив сок на язычок и ждать 2 суток. Детям не аллергикам так же с года можно попробовать и красноокрашенные ягоды. После удачной пробы с соком, можно дать пол-ягоды, через день целую, потом еще одну и довести до 3-5 ягод в день (в зависимости от возраста).

• Вводите по одному продукту за один раз. Ждите несколько дней, чтобы убедиться, что ребенок хорошо его переносит (нет сыпи, крапивницы, одышки, поноса). Так вы сможете отследить возможные аллергические реакции. Надо быть особенно осторожной, если в семье уже есть аллергики.

• Ведите дневник прикорма первые 4-6 месяцев, где указывайте количество съеденного продукта, время и реакцию на него.

• Для начала ребенку будет достаточно половины или одной чайной ложки в кормление. Так же удобно пользоваться водочными стопками (по 50 грамм), отмеряя для первых доз половину. Через 3-5 дней постепенно увеличивайте дозу на одну чайную ложку в день и для овощей и фруктов, и для каши. Однажды вы увидите, что ребенок не съедает больше определенного количества – («больше полпиалки не съедает»). Это количество может быть меньше рекомендованных в советских книгах x грамм, и может остаться таким надолго – на полгода и больше. Доктор Серз пишет, что годовалые дети способны съесть столовую ложку прикорма за раз. Имеет смысл варить чуть больше на пару чайных ложек, но не заставлять ребенка съедать все.

• Давайте новое блюдо в первой половине дня – если случится понос, это будет скорее всего не ночью.

Нет необходимости покупать баночки с консервами для детей. Вы можете сами приготовить детское питание с помощью детской терки, блендера, кухонного комбайна, мясорубки, а то и просто вилки. Если вы все-таки покупаете детские пюре, внимательно читайте этикетки и избегайте продуктов с добавкой подсластителей, соли и наполнителей (крахмал и т.п.) (имхо, в России почти невозможно найти такой продукт). Идеально – брать овощи и фрукты-ягоды с собственной дачи. Однако удостоверьтесь, что ваша бабушка не использует в качестве удобрений пестициды и тп. вредные вещества. Уговорите ее перейти на природные, органические удобрения и средства защиты от насекомых – залитая водой настоянная трава, чеснок, унавоживание, опрыскивание табаком, либо безвредными биологическими химпрепаратами.

Если у вас нет «бабушки в деревне», постарайтесь найти среди соседей такую бабушку-старушку, поговорите с бабульками на рынке, выбирая тех, которые растят свои овощи в более экологически безопасных районах вашей области, удобряют органикой. Расспросите знакомых в поисках такой бабульки, которой вы будете платить за «чистые овощи». Если вы довольны, договоритесь о «сотрудничестве» с ней на следующий год, пусть посадит какие-то растения, которые бы вы хотели у нее покупать.

Если вы не уверены в чистоте покупных продуктов - очищайте шкурку с овощей и фруктов, картофель и мясо перед приготовлением можно вымачивать в воде около часа, первый бульон с мяса или овощей сливайте – так вы обезопасите своего ребенка от излишнего потребления вредных веществ из овощей и других продуктов. Используйте в диете ребенка печеное яблоко – источник пептина, который усиливает выведение поступивших вредных веществ. Запечь яблоко можно в ростере или духовке.

Если это не ваш вариант, покупайте баночное пюре известных фирм. Обязательно обращайте внимание на срок хранения и состав. Начинайте с пюре из одного компонента, через неделю можно добавить второй.

После введения овощей можно давать суп – те же овощи с овощным отваром.

• Имейте в виду, что цвет и консистенция стула после ввода прикорма меняется. Например, груша обычно дает очень зеленый цвет, мамы часто пугаются.

Что касается каши – то тут есть несколько вариантов – просто варить взрослую кашу до сильно разваренного состояния; молоть ее на кофемолке и потом варить; варить кашу типа «Нордик» и размельчать ее на блендере, либо купить готовую детскую.

Из готовых каш предпочтите безмолочную кашу без сахара и соли – низкоаллергенные каши разных фирм. Разводить кашу я предлагаю водой, так как доля потребления вашего молока для ребенка еще огромна, а отдельно сцеживаться на кашу, когда порции не составляют уже 1-2 чайных ложки, для мамы, которая часто кормит и молока ровно столько, сколько надо, бывает утомительно и проблематично. Если ребенок отказывается от безмолочных каш, смените вид каши, или начните сцеживаться в то время, когда у ребенка самый большой перерыв в сосании груди (ночью или утром), и постепенно вы начнете вырабатывать больше молока – «на кашу».

Каша в «пакетах» может вызывать аллергию, так как содержит дополнительные компоненты. Одна мама подсказала способ варки взрослой каши – перебрать крупу, промыть, высушить, размолоть на кофемолке. Налить в кастрюльку (продаются такие маленькие 400г) 2/3 стакана воды, поставить на огонь, в оставшейся воде развести 2.5 ч.л. перемолотой крупы, размешать, влить в кипящую воду, варить до густоты (рис варится минуты три, гречка минут двадцать). Если вы сомневаетесь в «чистоте» каши, первый отвар можно слить (через 3-5 минут после закипания), потом крупу высушить и перемолоть.

Начните с безглютеновых каш – с рисовой, гречневой или кукурузной. Содержат глютен – овсяная, манная, пшенная и пшеничная каши.

• Определите, какой густоты вы будете давать каши. 1:4 – это разведение для начальных доз прикорма, потом постепенно варите\разводите более густую кашу – 1:2.

Я добавляла растительное масло (источник полиненасыщенных жирных кислот, очень полезно для кожи) уже в овощное пюре (через неделю после начала)– использовала кедровое (местное), но можно и оливковое, и подсолнечное.

Для ребенка на естественном вскармливании бывает трудно выбрать время для кормления новым продуктом. Когда давать прикорм – до или после кормлений? Основываясь на собственном опыте, я бы порекомендовала вам - перед очередным кормлением. Особенно это лучше всего тогда, когда вы немного забегаете вперед при отсутствии активного пищевого интереса у ребенка, что случается довольно часто. Мой сын, я подозреваю, да и многие другие дети на ЕВ, вполне могли бы обойтись грудным молоком до 9-10 месяцев, и возможно и больше.

Другие виды пищи по-прежнему менее ценны по сравнению с грудным молоком для ребенка младше года, поэтому вы всего лишь знакомите малыша с новыми вкусовыми ощущениями. Повторяю – не гонитесь за количеством.

После кормления прикормом дайте ребенку грудь.

• Есть правило не давать один и тот же вид прикорма несколько раз в день, особенно это касается начинающих детишек (например, гречневая каша 3 раза в день или картошка с капустой 2 раза в день).

• После того, как введен первый вид прикорма (например, разнообразные овощи), через месяц, полтора-два можете переходить к другому виду прикорма (например, к кашам).

• Через 3-4 месяца после начала введения перетертых продуктов можете начать овощи просто разминать вилкой, либо тереть на терке с большими отверстиями, перейти на каши вроде «Нордик», они имеют более структурированные хлопья. Иногда дети начинают давиться более крупными кусочками – повторите переход через неделю, или постепенно добавляйте количество крупноизмельченных продуктов.

• Если вам кажется, что какой-то продукт дал аллергическую реакцию – не давайте его 5-7 дней, и вы поймете, от него была реакция или нет, потом можно попробовать дать еще, очень осторожно, с одной чайной ложки.

Мясо проще всего вертеть на мясорубке. Даже если это самая дешевая мясорубка. У более дорогих моделей мясорубок есть насадки с более мелкими отверстиями, начните с таких. (Мой сын регулярно стал есть мясо ближе к 2 годам). Если у ребенка низкий гемоглобин, введите мясо раньше. Менее аллергенными считаются мясо ягнятины, индейки и постной свинины, затем говядина и курица. Начинать надо обязательно с одного вида мяса, с небольшого количества (1/3 чайной ложечки), 5 дней наблюдаете за реакцией ребенка (на аллергию), затем начинаете увеличивать количество пюре, доведя его до 60-70гг. После 5 дней можно начать вводить другой вид мяса и т.д. Обычно рекомендуют давать мясо каждый день, но для ребенка на ЕВ это не так актуально.

Рыбу начинайте давать через 2 месяца после мяса, выбирайте не красную (лосось часто аллергенен), мне импонирует мнение, что надо есть местные продукты, и для нас речная и озерная белая рыба – самое то (если рыба в ваших реках загрязнена, выбирайте морскую). Для первого прикорма выберите рыбу с нерезким вкусом и запахом. Слейте с рыбы бульон.

Желток. Попробуйте перепелиный – он менее аллергенен, начните с половинки. Если ребенок не стал есть его, подмешайте в овощи или суп.

Некоторые мамы делают большие порции прикорма за один раз и замораживают маленькие порции в морозилке (например, в формочках для льда), а потом разогревают в микроволновке. Мне этот метод не очень по душе – я предпочитаю и сама питаться свежеприготовленными продуктами. Однако это тоже приемлемый вариант.

Кстати, заморозить овощи для ребенка осенью – отличная идея! Мы морозим ягоды (для компота), кабачки, горох, капусту брокколи, цветную, огурцы (с них снимаем шкурку, режем на кусочки и размораживаем естественным образом, идет как добавка к картоф.пюре), морковь и тп. (а польские производители морозят даже картошку!). Получается, что если сделать большую порцию из замороженных продуктов – то вновь замораживать их – совсем невкусно получится. Точно так же я не сторонник убирать в холодильник остатки и потом подогревать их для ребенка, особенно до полуторалетнего возраста.

• Хочется отметить, что замещения прикормом одного кормления грудью часто не происходит очень долго - до 1 года и 3 мес. и даже больше.

В целом можно сказать, что вы можете использовать рекомендации по прикорму из обычных книг, скорректировав возраст, порядок ввода продуктов и количество съедаемого ребенком. Дети на ЕВ не могут есть столько! (есть подозрение, что дети вообще не могут столько съедать, а рекомендации писались докторами, пережившими голод во время войны). Тот же доктор Серз пишет, что для дошкольников доза овощей составляет 3 чайных ложки (но 3-5 раз в день – но возраст другой, заметьте.)

Рекомендовать определенные продукты – неблагодарная затея, поскольку предпочтения могут определяться сезоном года, областью проживания, размером кошелька, здоровьем и другими факторами. Для первого овощного прикорма могут подойти овощи с нежной клетчаткой – кабачок, белокочанная, цветная или капуста брокколи, затем картофель, светлая тыква, из фруктов - яблоко, груша, слива Знаю, что ЛЛЛ рекомендует в качестве первого фрукта давать размятый банан, но это рекомендация не для Сибири, здесь у многих детей на бананы аллергия.

При этом, пробуйте все же давать кусочки из своей тарелки – пед.прикорм дело хорошее. Давайте малышу маленькую ложечку, пусть он вам помогает себя кормить.

В работе использованы материалы статей Лили Казаковой, Анны Павлюк, Катерины Кузовкиной, из книги Ежовой Н.В. «Вскармливание детей раннего возраста» (Минск 2003), У.Серз «Часто задаваемые вопросы о питании детей», личный опыт и из опыта работы консультантом по грудному вскармливанию.

Слабящие и крепящие продукты

Слабят Крепят

Свекла, свекольный сок горошек

киви бобовые

Ананасовый сок черника

Груша, свежеотжатый грушевый сок морковь

Виноград, сок из светлого винограда Творог

Слива, чернослив Кефир 2 дневный

Курага Рисовая каша

Тыква

Овсяная каша

Перепелиные яйца Зеленоватые бананы

 

 

 

 

 

Таблица замены продуктов по основным пищевым веществам.

Если ребенок не переносит что-то, чем это заменить?

Мясо (говядина) Мясо кролика

Баранина 2категории

Конина 1 категории

Печенка говяжья, свиная

Сердце

Куры 2 категории

Рыба (треска)

Творог полужирный

Консервы мясные

 

Молоко цельное Молоко грудное

Молоко сухое

Молоко сгущенное

Творог полужирный

Мясо (говядина)

Рыба

Сыр

Яйцо куриное

 

Картофель Капуста белокочанная

Капуста цветная

Морковь

Свекла

Фасоль

Горошек зеленый,

Горошек зеленый (консервир)

 

Яблоки Яблоки консервированные

Сок яблочный, виноградный, сливовый

Сухофрукты (ябл, чернослив, курага, изюм)

 

Яйцо куриное Творог полужирный

Мясо (говядина)

Рыба

Молоко

Сыр

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

почему наши мамы давали нам сок, и что из этого вышло

 

Все-таки данный материал больше тянет на «рассуждения», чем «советы и рекомендации». К его созданию меня побудила дискуссия в родительском форуме о вводе прикорма с соков. К сожалению, защитники этого метода кроме «мы пьем - и все нормально» или «наши мамы нас поили» иной аргументации не приводят. А доводы оппозиции старательно игнорируются, отсылая к опыту тех самым «мам, которые поили».

 

Вот про них и поговорим. Почему могли поить наши родительницы, и почему это не стоит делать нам.

 

Особенно этот материал стоит прочитать мамам недоношенных деток. Поскольку, к сожалению, неонатологи крайне редко читают современную литературу, все больше ориентируясь на знания, полученные из учебников времен Царя Гороха, утверждая что поторопившимся деткам ну просто очень необходимы «соковливания» уже в 2 месяца.

 

Ладно, прекращаю разглагольствования и начинаю повествование.

 

Методика ввода прикорма сока была особенно распространена в период до 70х годов. Причем не только в России, но и в Европе и Америке. Но уже в конце 60х в Америке и Европе появились первые рекомендации по ограничению подобных пищевых мероприятий для детей. Россия как всегда в хвосте, наблюдения за «буржуинскими детьми» веса не имеют, нужно самостоятельно раз 15 наступить на грабли, чтобы осознать смысл происходящего.

 

Из наблюдений за детками 6-12 лет, которые выросли на волне ранних соковливаний, и собралась информация, что подобные методы могут быть чреваты долгосрочными последствиями. Опасность подстерегала не только в виде моментальных аллергических проявлений, но и в последующих реакциях взрослеющего организма. ЖКТ ребенка уже с рождения, получая неадаптированную пищу (а рекомендации давать соки были начиная с 3-х недель), работал в экстремальных условиях, «на износ». И в момент физиологических стрессовых периодов (предподростковый и подростковый возраст) просто банально срывался, награждая ребенка букетом заболеваний типа гастритов, панкреатитов, проблем со слизистой кишечника и т.д.

 

И опять-таки, обращаясь к тому времени, вспомним, что основной упор делался на искусственное питание (а в тот период считалось ЛУЧШЕ докормить ребенка смесью, чем поддержать грудное вскармливание, да и матери рекомендовалось как можно скорее воспользоваться услугами яслей, чтобы выйти на трудовую вахту) - ребенок нуждался в дополнительных источниках пищевых веществ. Вот как раз и стал актуален принцип «меньшего зла».

 

Да, соки в качестве первого прикорма приносят вред. Но недостаточное питание из-за отсутсвия грудного молока, на молочной смеси не сбалансированного состава с кристаллическим сахаром (а наши мамы должны помнить, как высеивали сахар из смесей ситом) из коровьего молока или кефира, для ребенка более опасно. Дефицит питательных веществ провоцирует тяжелые дефекты развития, в то время как проблемы ЖКТ во-первых более отдалены во времени (чаще всего до предпубертата) и во-вторых потенциально знакомы и теоретически излечимы.

 

А теперь цифры. :food:

Приведу пример.... м... на железе. Точнее на его содержании в различных пищевых источников, подходящих для ребенка грудного возраста и потребностей ребенка в нем.

 

В грудном молоке содержание железа незначительно само по себе, около 0,04 мг на 100 грамм. Но у железа в грудном молоке уникальнейшая биологическая доступность - 50-75%. Ни один продукт в мире не дает такой. Т.е. всасываемое количество в мкг/100 грамм составляет около 20-30.

 

В современных адаптированных смесях содержание железистого сульфата порядка 0,2-0,4 мг/100 грамм (в обогащенных смесях 0,6мг/100 грамм). C учетом его биологической доступности (а это составляет порядка 20%) всасываемое количество составляет от 40 до 120 мкг/100 грамм.

 

По данным ВОЗ 20 мкг/100 грамм является достаточным количеством для удовлетворения потребностей ребенка до возраста 6-8 месяцев в среднем. В смесях, в которых нет стимулирующих всасывание дополнительных факторов, содержание железа, как можно увидеть - завышено.

 

А вот в молочной смеси, которой кормили нас мамы содержание железа в два раза меньше чем в грудном молоке 0,02 мг/100 грамм. Биологическая доступность низкая - 10%... и количество всасываемого железа получается всего 2 мкг/100 грамм смеси.

 

Т.е. для ребенка, который в ТО время находился на искусственном вскармливании, профилактика железодефицитной анемии была ОЧЕНЬ актуальна. Потому что из доступного питания он получал меньше 1/10 необходимого количества.

 

Особенно актуально это было для недоношенных детей, потому что собственные запасы из-за сокращенного срока перинатального развития были минимальны, и как правило истощались уже к 2-м месяцам до минимального уровня.

 

Соки выступали хоть какой-то альтернативой решения подобной проблемы. Действительно ХОТЬ КАКОЙ-ТО. Потому что ребенку, возраста физиологической незрелости к прикорму, предложить твердую пищу невозможно (кусочки, пюре). Исключительно жидкую. Такую, как соки и бульоны (теперь понятна так же страсть педиатров старой школы накормить ребенка «супчиком» уже в 4-5 месяцев?). Так вот, соки... содержание железа в обогащенном яблочном соке составляет около 0,4-0,5 мг/100 грамм. Биологическая доступность - 1-2%. т.е. всасывается порядка 4 мкг/100 грамм.

 

Потому то, к возрасту физиологического уменьшения запасов железа в организме (порядка 4-х месяце) у ребенка, который вскармливается убогой смесью, в питании должно было бы быть уже ДОСТАТОЧНОЕ количество иного источника железа - сока. По крайней мере хотя бы эти 100 грамм сока в день. Но если их сразу дать ребенку - он, простите, загнется. Потому то вводили как можно раньше, чтобы растянуть период привыкания. Сгладить стрессовый эффект.

 

А почему рекомендация была всеобщей. В тот период, да и по сегодняшний день распространенность грудного вскармливания в России достаточно на низком уровне, к сожалению, равно как и промышленное производство смесей не предлагало адекватного состава искусственных заменителей. Потому-то, исходя из принципа меньшего зла, руководствуясь благом большинства, данная рекомендация являлась всеобщей. Если и будет какой-то вред - он будет малым, по сравнению с проблемами дефекта роста у ребенка в первый год из-за плохого питания неадаптированной пищей.

 

Вот, собственно и все... Основная беда в том, что в условиях современного питания малышей, плюсы ввода сока потеряли актуальность. А когда даже сомнительной пользы нет, то что осталось?

 

Ну и напоследок: никто не утверждает, что «соки - вселенское зло». Когда соки вводятся в правильный для них момент, они выступят в новом качестве, как стимуляторы ферментативной деятельности для ребенка, получающего большое количество «тяжелых» продуктов - когда в питании ребенка уже введены каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты... Просто всему свое время.

 

Не забывайте почаще задавать себе вопрос «Зачем?»,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Педагогический прикорм, питание и воспитание.

 

 

Часть 1-я основные вопросы.

Оглавление.

Прикорм для грудничка

Статья «Прикорм малыша на естественном вскармливании»

Статья «Как они едят?»

Рожана Форум «Педагогический прикорм»

Рожана Форум «Непедагогический прикорм!»

Рожана Форум «Ну не ест и всё тут! Переживаю!»

Рожана Форум «Питание и воспитание»

Рожана Форум «педагогический прикорм» (новая тема)

Правила введения пед.прикорма.

Ребёнок не ест кусочки

 

Прикорм для грудничка

 

Дата публикации: 2004.09.18 Просмотров: 502 комментариев: 2

Автор: Пругова Галина, консультант по грудному вскармливанию III категории

 

В настоящее время уже никто из врачей, компетентных в вопросах грудного вскармливания детей раннего возраста, не рекомендует начинать прокорм ранее 6-ти месяцев жизни ребенка. О вреде соков, как первого прикорма, уже давно известно в современной медицине. Мамино молоко обеспечивает малыша в среднем до года всем необходимым – витаминами, микроэлементами, минеральными веществами. Поэтому, главное – не торопиться!

Как же правильно и «без потерь» начать прикорм грудничку? Начнем по-порядку.

 

Главное – мамино молоко!

Само определение – «прикорм» - несёт в себе большой смысл. Основным питанием ребенка остается грудное молоко, а все остальное – это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства. Начинать прикорм нужно, когда ребенок «сигналит» маме о своей готовности. Сидя на коленях у мамы, он требует еду из её тарелки. Это происходит ближе к 6-ти месяцам жизни ребенка. У него есть устойчивый пищевой интерес, ему интересно то, что ест мама, он готов с этим познакомиться. При этом он продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой – из маминой тарелки. В сознании малыша эти два процесса никак не связаны. Он не стремится насытиться прикормом, потому что… есть он пока не хочет! Но он хочет подражать маме. Ему интересна еда с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден! Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы мама сняла с себя и своих близких заботу о накармливании ребенка. Малыш продолжает кормиться её молоком, и количество суточных прикладываний к груди не снижается меньше 12 в сутки. Это количество необходимо для поддержания стабильной лактации. Основные кормления грудью, необходимые для насыщения и роста ребенка – всегда перед снами, после снов, и ночью, а при бодрствовании коротенькие прикладывания для успокоения и психологического комфорта малыша.

Я ем, как взрослый.

Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.

Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама. Если дать ему маленький кусочек из своей тарелки размером с рисинку или гречинку, а потом дать запить из груди, то со своим молоком мама передаст ему ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Продолжается знакомство с «уже знакомым». Тем самым у ребенка упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты. Пока малыш совсем мал, он получает еду исключительно ради знакомства и очень маленькими объемами, без цели накормить. Это может быть соленая, сладкая, острая пища. Но если это очень маленький кусочек – со спичечную головку, то малышу нет разницы, какой он, потому, что его совсем мало. То же относится и форме этого кусочка.

Употребляя слово «кусочек», я имею в виду кусочек в прямом смысле этого слова. Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для растущего человечка. Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-ти месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы. Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке. Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка. В-третьих, белковая и крахмалистая пища начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев. Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая… после 4-х лет. Это можно увидеть «на выходе» в горшке малыша. Морковка, капуста, яблоко «выходят» в том же виде, в котором и заходят. Начиная прикорм с целью накормить ребенка, например, с яблочного пюре, можно получить «на выходе»… яблочное пюре. А если это маленький кусочек яблока, прошедший через желудок, не травмировав его, то цель его – знакомство с яблоком.

Однако, яблоки, и вообще фрукты и овощи - это не основная наша еда. Что из продуктов, в основном, на столе у мамы, живущей в средней полосе России? Мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, творог, крупы, рыба – это всё белковые и крахмалистые продукты. Именно эти продукты чаще всего и «перепадают» малышу из маминой тарелки, если мама не отдает предпочтение овощным и фруктовым блюдам. Вы никогда не увидите в горшке у годовалого ребенка сыра, например, даже если он ест его кусками. С усвоением сыра, печенья, мяса у малыша все хорошо! А вот морковка…

Знакомство с прикормом длится несколько месяцев с момента начала прикорма, когда у ребенка постепенно увеличивается потребность в другой пище, кроме грудного молока. Постепенно ребенок просит все большее количество кусочков за один «присест» на трапезу. Увеличивается и размер кусочка. При этом еда малышу всё так же интересна, как и в 6 месяцев. В течение года малыш знакомится с рационом его семьи, с продуктами всех четырех сезонов года.

Мама – конкурент за столом.

Мы уже упоминали о том, что мама не должна делать попыток накормить ребенка. За столом мама должна демонстрировать, что она в еде – конкурент. У мамы нет цели накормить ребенка, у ребенка есть цель выпросить еду у мамы, как это и было с момента начала прикорма. Если мама ест с аппетитом, и с удовольствием, демонстрируя это своим поведением за столом, ребенок будет повторять за ней. Ведь интерес к пище взрослых – это не что иное, как желание подражать маме в том, что она делает с этой пищей. В ситуации, когда здорового ребенка не пытались накормить с помощью уговоров или другими способами, он ест всегда с хорошим аппетитом и с удовольствием. Ему нравится есть, у него нет отрицательного отношения к еде, он ест очень аккуратно и относится к трапезе с большой ценностью. Понятие, что еда - это ценность, формируется у малыша только в результате наблюдений за мамой, и её поведением за столом. Кусочек из тарелки мамы попадает малышу в рот только после того, как он «просигналил» маме о своем желании. Решение о том, обедать ему сейчас или нет, должно быть осознанным решением ребенка, а не взрослого человека.

Маленькие детки питаются очень дробно. Им постоянно нужны маленькие перекусы, часто и понемногу. Они усаживаются за стол со всеми членами семьи, со старшими братьями и сестрами, приходящими гостями. В промежутках кусочничают - «мусолят» то сушку, то печеньку, то кусочек яблока или куриную косточку.

Как выглядит на практике начало введения прикорма ребенку на грудном вскармливании?

Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола, и периодически выпрашивает у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент, ребенка иногда «одаряет», демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок, и продолжает свой обед. «Кусок на пол» дается ребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования.

Ближе к году ребенок пересаживается на отдельный стул, или детский стульчик, и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше, чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет. Ребенка никто за столом не развлекает, и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.

Питание и воспитание.

Подведем итог. Основная задача ребенка до 3-х лет – познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых, и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.

Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:

• Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.

• Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка.

• Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.

• Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.

• Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний.

• Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.

• Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.

• Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях.

• Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.

• Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.

• Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает.

• Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.

• Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.

• Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.

• Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».

• Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.

• Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прикорм малыша на естественном вскармливании

 

 

Все, что написано в этой статье относится только к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом!

Когда же начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании? Сейчас много мнений по этому вопросу. От некоторых врачей еще можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок, начиная с трех недель. Многие еще продолжают настаивать на введении пюре овощных, фруктовых и кашек с 3-4 месячного возраста. Встречается также мнение, что ребенка надо начинать прикармливать после появления первых зубов.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать то же, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может "за один присест" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувствие малыша не ухудшается, животик не “расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит…

Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко – совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Пищевое поведение малыша – не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола – параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании, на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса? До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит?

Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным.

Нужно перестать кормить ребенка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо "делать вид" что это так... Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать - давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш - развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно. Задача мамы - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться. Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители – аллергики?

Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: “один шаг вперед, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся... Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту "детскую пищу" много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых - до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года - года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно "благополучно" минуют этап детского питания. "Благополучно" поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

 

Статья опубликована в журнале

«Наш малыш», январь 2000 г.

 

Как они едят?

 

 

Для питания малыша первых месяцев жизни природа приготовила материнскую грудь, наполненную молоком. Когда же ребенок сможет питаться той же пищей, что и взрослые? Приведем этапы грудного вскармливания.

Исключительно грудное вскармливание

начинается в момент первого прикладывания ребенка к груди и продолжается до появления у малыша интереса к воде и пище взрослых (около 5-7 месяцев).

Знакомство с новой пищей

начинается с появлением у ребенка желания попробовать пищу, которую употребляют взрослые. Новая пища пока еще не служит для удовлетворения его энергетических потребностей. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться до 8-12 месяцев.

Переходное питание

Примерно в 8-12 месяцев у малыша появляется потребность не только попробовать какой-либо продукт, но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии. Ребенок постепенно замещает грудные вскармливания другой пищей.

Этап отлучения от груди

начинается между 1,5 и 2 годами, когда малыш практически полностью переходит на общий рацион, но сохраняет до двух прикладываний к груди. Как правило, он совпадает с угасанием лактации и заканчивается полным отказом ребенка от груди.

Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так как, как это делал новорожденный, а восьмимесячный насыщается иначе, чем годовалый. Как меняется пищевое поведение ребенка? На этот вопрос отвечают данные таблицы:

 

Кого заинтересовало таблицу вышлю по запросу. Обращайтесь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Правила введения пед.прикорма.

 

 

 

Здравствуйте! Меня можно, наверное назвать опытной мамой, у меня трое детей, но я еще раз убеждаюсь, насколько все дети индивидуальны и не похожи друг на друга. Всех троих я кормила грудью. Со старшими детьми у меня абсолютно не было проблем с кормлением. А младший Ванечка (ему 9 месяцев) у меня во всем индивидуальность. Кроме груди мы до сих пор особо ничего не хотим есть. Каши он не признает ни как, ни домашние ни готовое детское питание. Может в принципе поесть яблочко (сам кусает, я даю ему уже кусочком-долькой), супчик легкий и все (напитки правда свободно - кампоты, соки свежевыжатые, отвар шиповника и т.п.). Я иногда в панике, как мы будем отлучаться от груди?! Старшие у меня как то сами собой начали свободно есть и ели все, что предлагали. Помогите, пожалуйста, советом. С уважением, Марина.

 

Ответ

Здравствуйте, Марина.

 

Очень хорошо, что Ваши дети были вскормлены грудью, замечательно, что Ванечка в свои 9 месяцев сосет титю. Конечно, в этом возрасте у ребенка уже должна в рационе присутствовать взрослая пища. Нам с Вами нужно будет очень подробно переписываться, а сейчас я попробую дать только общие рекомендации по организации кормления.

 

Хочется начать с того, что об отлучении от груди вам думать еще очень рано. Ребенок нуждается в материнском молоко не менее 1,5-3 лет жизни. А вот скорректировать прикорм нужно.

 

В этом возрасте ребенок и не должен съедать большие порции еды, у него задача с едой познакомиться и научиться ее усваивать. Порции еды могут быть от нескольких грамм до 2 столовых ложек. Важно чтобы ребенок интересовался самим процессом еды. А для это нужно соблюдать некоторые элементарные правила.

 

1. Садитесь за стол вместе с детьми и берите младшего к себе на колени. Вы должны поставить порцию еды себе, другим членам семьи, а младшему пока ничего не предлагать. Просто сидите, и все едите, а он смотрит.

 

2. Как только вы увидели, что ребенок заинтересовался едой, вы из своей тарелки, свою еду даете на кончике ложки и продолжаете есть дальше. И так пока ребенок проявляет интерес к еде. Если он перестал интересоваться содержимым вашей тарелки, то Вы его спускаете на пол, даете какой-нибудь кусок (сушка, морковка, сухарь, яблоко со шкурой) пусть он его грызет, а Вы с семьей продолжаете кушать.

 

3. Помните, детям интересно есть только то, что ест их мама, а в последствии вся семья. Специальное пюре из баночки никогда ребенок нормально есть не будет. Он вообще скептически относиться к тому, что ему подсовывают что-то другое, чего все не едят.

 

4. Сейчас у ребенка задача научиться переваривать пищу, которую едят в его семье. Вы ведь баночное пюре не едите?

 

5. С молоком матери ребенок получает все необходимые ферменты, которые помогают ему справиться с взрослой пищей. Не отказывайте ребенку в груди до, после и вовремя прикармливания.

 

6. Не бывает вредных продуктов, это мифы. Все, что Вы ели будучи беременной и все, что Вы ели все эти 9 месяцев кормления, все это ребенок уже готов принимать и переваривать.

 

7. Не кормите ребенка насильно. Это приводит к тому, что ребенок начинает манипулировать взрослыми. Ваши действия в случае, если ребенок есть отказывается такие: взяли его тарелку, забрали и съели всю, все, что в ней было, убрали со стола. Все. Обед закончен, теперь ждем следующего раза.

 

8. У ребенка не должно быть свободного доступа к еде. Он в руки получает только то, что Вы как мама ему выделите. Если ребенок бросил кусок или начал им играть, вы забираете и съедаете, показывая всем своим видом, что едой нельзя баловаться, еду надо только есть.

 

9. За столом никаких игрушек, только еда. Все, кому есть неинтересно, отправляются играть в комнату.

 

10. В течении дня нужно обеспечить ребенку 4-6 разовое питание. Причем, как сказано выше, не отдельное от всех, а именно с семьей. Если, Вы сами так часто есть не хотите, то идете просто пить чай и перекусывать, главное, что бы ребенок видел, что это не его лично пошли кормить, а это мама пошла есть и его взяла собой.

 

11. Если ребенок балуется или начал играть, вы спокойно говорите, что у нас за взрослым столом так не едят и спокойно отправляете его на пол или в комнату. Если он проситься опять, то берете, но при первых признаках баловства, опять «выгоняете» и уже третий раз не берете, до следующего приема пищи.

 

12. На глазах у ребенка пища не должна выбрасываться, все только доедается Вами или делается вид, что доедается. Нужно сформировать у ребенка ощущение, что пища это ценность, и никто не разрешит обращаться с ней не надлежащим образом.

 

Повторюсь, что необходимо более детальная переписка, но постарайтесь воплотить в жизнь все вышесказанное. Только в этом случае аппетит у Вашего ребенка улучшиться. Этого вам и желаю.

 

Успехов,

Ведущая рубрики «Вопросы-Ответы», консультант по грудному вскармливанию, Усова Надежда.

 

P.S. На нашем сайте есть много статей, посвященных этой теме. Почитайте. Кроме того, у нас этот вопрос активно обсуждается в форуме. Зайдите, зарегистрируйтесь и будете получать советы и консультантов и мам, которые через это уже прошли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

moska

Спасибо огромное! Информация прямо в точку!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

moska Вы меня извините, но по моему, лечге и полезнее получить консультацию у специалиста, чем читать все это... Сколько детишек, столько и схем ввода прикорма. И только педиатр посоветует вам схему, подходящую именно для вашего малыша.

 

Это лично мое мнение, на истину в последней инстанции не претендую :food:


line.gif 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
moska Вы меня извините, но по моему, лечге и полезнее получить консультацию у специалиста, чем читать все это... Сколько детишек, столько и схем ввода прикорма. И только педиатр посоветует вам схему, подходящую именно для вашего малыша.

 

Это лично мое мнение, на истину в последней инстанции не претендую :(

Наивно полагать, что педиатр советует схему, подходящую именно для вашего малыша.

И если Вам было лень читать, то любители почитать смогли бы поспорить с Вами. :???:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

moska Если педиатр ведет твоего ребенка с рождения и в курсе всех проблем (как в нашем случае), то такому врачу грех не доверять. Я на нашего врача молюсь. И всегда придерживалась и сейчас придерживаюсь его рекомендаций относительно ВСЕГО, что связано с ребенком (сыну 3.5 года).

 

Кстати, в свое время, будучи беременной, я начиталась до такой степени, что в самый ответственный момент, когда уже ребенок был на руках, меня заклинило от переизбытка информации. И только наш врач помог разобраться что и как :(

 

А вообще. я не против чтения как такового, если время на это есть :???:


line.gif 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наш педиатр с 4 месяцев велела вводить соки, а к 6 мес. - уже (!) заменить одно кормление другой едой. На мое робкое замечание, мол, а как же необходимость до полугода держать ребенка только на ГВ, она ответила, что сейчас существует множество разных схем и им (речь идет о нашей детской поликлинике) велят требовать от мам такой вот схемы. "Так что я рекомендую так, как нам говорят, а вы уже можете делать, как хотите", - закончила она.

Этому ценному совету мы не последовали, поэтому еще раз большое спасибо, moska , за собранную информацию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Masonya Я не говорила про наших педиаторов из детской поликлиники. Мы туда ходим один раз в год за прививками и все. Я говорила про врача, которому можно доверитьсяи доверить свое чадо. На нет, как говориться, и суда нет :D


line.gif 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

мамы поделитесь опытом все же, как именно вы вводили прикорм малышам! т.е. исполнилось ребеночку 6мес. начали давать по полчайной ложечки овощного пюре или каши? сами готовили или покупали?


Чтобы производить впечатление достойного человека, нужно быть им.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ НАЧАЛА ДАВАТЬ ОВОЩНОЕ ПЮРЕ, В ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ ФРУКТОВОЕ ПЮРЕ , ВВОДИЛА НЕ ПОСТЕПЕННО , ПЕРВЫЙ РАЗ ОН СЪЕЛ У МЕНЯ ПОЛ БАНКИ, А В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПО ЦЕЛОЙ БАНКЕ ЗА РАЗ СЪЕДАЛ!

В ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ КАШИ.

А СЕЙЧАС НАМ ПОЧТИ 7 МЕСЯЦЕВ И ЕДИМ МЫ ВОТ ЧТО:

9-15 УТРА- 250 ГРАММ ФРУКТОВОГО ПЮРЕ

12-00- 240 ГРАММ КАШИ ОВСЯНОЙ

16-00- 200 ГРАММ фРУКТОВОГО ПУДИНГА

18-00- 100 ГРАММ ТВОРОГА АГУША+ 200 ГРАММ КЕФИРА

21-00- 250 ГРАММ ПШЕНИЧНОЙ КАШИ С ЯГОДАМИ!


line.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×