Перейти к содержанию
Авторизация  
Евгений Наумов

Великий Пост - как мы его понимаем

Рекомендуемые сообщения

Вот и отгремели новогодние фейерверки, быстро пролетели Святки, Рождество, Крещение. Не за горами уже Великий Пост. В этом году он начнется 5 марта.

Великий Пост – это время, когда нужно призадуматься о своем духовном состоянии, может быть стоит больше посещать храм. Это время очищения, приготовления себя к принятию великого праздника. Это не только воздержание от скоромной пищи, это еще и воздержание от ссор, перебранок, смирение и любовь. Именно поэтому святая Церковь приготавливает верующих к посту и дает для этого 4 недели: «о Закхее» (5.02), «о Мытаре и фарисее» (12.02), «о Блудном сыне»(19.02) и, наконец, сырная (масленица) (26.02). Разговором о них мы и начнем блок бесед, посвященных Великому Посту.

Очень надеюсь, что беседы не ограничатся тем, о чем буду я рассказывать. Ваши дополнения сделают беседы более интересными. И, напоследок, хочется напомнить: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я буду посреди них».

 

НЕДЕЛЯ О ЗАКХЕЕ

Мы приходим в храм в воскресение. Каждый воскресный день является праздником, напоминает о великом событии Пасхе – Воскресении Христовом. В воскресение служится самая торжественная служба – литургия, происходит самое торжественное таинство – Евхаристия (св. Причастие). И каждый раз, прежде чем подойти ко святой чаше мы задумываемся о своей душе, о том, как очистить свое сердце, чтобы принять Бога. В этом помогают нам пост и молитвы. Великий Пост готовит нас к великому событию. Поэтому, подойти к нему неготовым нельзя – просто не получится. Зная недостаточную сосредоточенность и ужасное «омирщвление» нашей жизни, Церковь знает и нашу неспособность быстро измениться, перейти от одного духовного переживания к другому. И вот, придя в храм в предстоящее воскресение, мы услышим отрывок из Евангелия (Лк.19, 1-10) в котором говорится о Закхее. Этот человек был очень мал ростом, чтобы видеть Иисуса, но так сильно было его желание, что он влез для этого на дерево. Иисус ответил на его желание и вошел в дом его. Человек следует своему желанию. Сильное желание может победить природную ограниченность человека. Закхей, например, сам себя возвышает. Но желание должно быть правильным, оно должно быть направленно к хорошей цели и приносить действительно пользу.

Желание Закхея – правильное, хорошее; он хочет увидеть Христа, приблизиться к Нему. Раскаяние начинается с того, что человек вновь сознает глубину всякого желания: жажда, желание Бога, Его справедливости, желание настоящей жизни. Закхей «мал», мелок, грешен и ограничен; но его желание превосходит и побеждает все это. Он усилием привлекает внимание Христа, приводит Его в свой дом.

Церковь призывает нас желать того настоящего, что заложено в самой глубине нашей души, вернуться к Богу, признать жажду того, что в нас заложено, сознаем мы это или нет. Это то Абсолютное, которое если мы отворачиваемся, от него, превращает нас в «бесполезную страсть».

Если мы достаточно глубоко, достаточно сильно желаем, Христос нам ответит.

Желание - это первый призыв Церкви, подготавливающий нас к великому подвигу.


В тишине иногда прославляется Божия благость,
Ведь слова слишком громки бывают подчас.
Наша жизнь, наши мысли, дела, чистота, наша радость -
Это проповедь сердца, что льется в сиянии глаз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Если вы придете в храм в субботу, накануне этого дня (12.02) на вечерню, то услышите, что помимо обычных воскресных стихир и канонов еще другие стихиры и каноны - Недели мытаря и фарисея. Эти каноны и стихиры взяты из Триоди Постной. Триодь Постная - книга богослужений Великого Поста. Ей будет посвящена отдельная беседа, а пока скажу, что это книга, в которой мы можем найти возрождение, обрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия.

Обратимся к воскресному Евангелию. (Лк.18,10-14). Читается очень интересный и важный фрагмент – притча, в которой показан человек, всегда довольный собой, думающий, что он исполняет «весь закон», все требования религии. Он самоуверен и гордится собой. Однако на самом деле он извращает и не понимает смысл требований религии. Он видит в них только исполнение внешних обрядов и оценивает свое благочестие согласно количеству денег, которые он жертвует на храм. Мытарь – сборщик податей, напротив приходит в храм со смирением и не идет к алтарю, как фарисей, становится около входа и унижает себя. Он бьет себя в грудь и молится: «Боже, милостив буди мне грешному!». Это смирение оправдывает его перед Богом.

Мир, в котором мы живем, культура, цивилизация, окружающая нас – все это часто приводит нас к тщеславию, гордости, самохвальству, самооправданию. Давайте вдумаемся, разве в наших церквах нет того же фарисейского духа? Разве нам не хочется, чтобы всякое наше пожертвование, всякое «доброе дело», все, что мы делаем «для Церкви», было принято, оценено, стало известным ?

Что же такое смирение? Нам говорят: «Господь Сам смиренен!» Бог смиренен потому, что Он совершенен; Его смирение есть Его слава и источник всего действительного прекрасного, совершенного, источник добра и совершенства и каждый, кто приближается к Богу и узнает Его, немедленно приобщается к божественному смирению и его красоте. Именно благодаря своему смирению Дева Мария, Матерь Божия, сделалась радостию всего мира, величайшим откровением красоты на земле; то же можно сказать о всех святых и о каждом человеке в редкие минуты его соприкосновения с Богом.

Как можно стать смиренным? Ведь тщеславие и гордыня не очень то отпускают нас…

Оказывается, есть средство. Для христианина - это «созерцание Христа, воплощенного божественного смирения Того, в Котором Бог показал раз и навсегда всю славу Свою в смирении и все смирение Свое во славе: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в нем» (Ин. 13:31)». (Протоиерей А. Шмеман «Великий Пост», стр. 17)

Давайте будем учиться соизмерять и сравнивать каждый поступок, каждое слово, всю свою жизнь с Христом. Так мы сможем изжить из себя фарисейство и уподобиться мытарю, давайте скажем: «Боже, милостив буди мне грешному!»

Давайте вместе прочитаем эти тропари, которые будут звучать после торжественной песни «Воскресение Христово видевше…» в этот день и на протяжении всего Великого Поста, попробуем прочувствовать глубину этих простых слов, важность смирения для нас.

 

Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

 

 

Отвори мне двери покаяния, Податель жизни, потому что моя душа с раннего утра стремится к святому храму Твоему, так как храм моего тела весь осквернен: но Ты, Щедрый, очисти меня Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

 

 

Наставь меня, Богородица, на путь спасения, потому что постыдными делами я осквернил мою душу ив лености провел и истратил все дни моей жизни: но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

 

Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, трепещу страшного дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

 

Думая о множестве дурных дел, которые совершил я, несчастный, я трепещу при мысли о дне страшного суда. Но, надеясь на Твою исполненную любви доброту, как Давид, я взываю к тебе: «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

 

 

Смирение – второй призыв Церкви и еще один подготовительный шаг к Посту.


В тишине иногда прославляется Божия благость,
Ведь слова слишком громки бывают подчас.
Наша жизнь, наши мысли, дела, чистота, наша радость -
Это проповедь сердца, что льется в сиянии глаз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А для чего нужно соблюдать этот пост и как?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Статья о. Иоанна Клименко о посте:

Великий смысл поста.

Еще совсем недавно встречали все люди Рождество Христово. Казалось бы, еще не успели все как следует разговеться после зимнего поста, как пришел пост великий, предваряющий Светлое Христово Воскресение и подготовляющий людей к нему. В том, что в сумме около половины года приходится на посты, заложен великий смысл.

полностью>>>


"Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким и будите судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить."(Мф.7,1-3)

Новый сайт Боголюбского Храма г. Пушкино >
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В общем, не пожалел, что прочёл. :angry:

Прочел статью, но не до конца еще...

 

Кстати а почему вот это? -

Растительное масло можно во все дни поста, кроме каждой среды и каждой пятницы, а также кроме первой и последней недель поста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А как насчет этого текста из Библии?

 

3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

(Библия, книга пророка Исаии. 58гл.:3-9ст. Синодальный перевод, Российское Библейское Общество)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Карапузик

пост телесный идет только в помощь посту настоящему - духовному, о котором и говорится в приведенном отрывке.

Эти правила для помощи придуманы.

 

А если я буду всё соблюдать и масло кушать в определенные дни, а соседа обгавкаю и на ногу ему наступлю (злая с голоду потому что) - штоп не повадно было! - то какой же это пост? Правильно - никакой... во осуждение пост этот.

Фарисействовать никто не собирается. По силам :angry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Продолжаю говорить о Посте, т.е о неделях предшествующих ему.
Эта седмица является сплошной - но это только потому, что недавно отмечался двунадесятый праздник Сретения Господня.

Ближайшее воскресение - возвращение в отчий дом:
 

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ


Если мы придем на службу в это воскресение (19.02) – третье приготовляющее нас к Великому Посту, мы услышим до боли знакомый отрывок из Евангелия – притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). Эта притча, как и песнопения – стихиры этого дня рассказывают о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Мы слышим рассказ о блудном (прим. морально заблудившемся – прот А. Шмеман) человеке, который ушел в «далекую страну» и там растратил все, что имел. Далекая страна! Это то состояние человека, которое необходимо понять и усвоить, когда мы приближаемся к Богу. Человек должен обязательно это испытать, хотя бы немного должен почувствовать, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни.
Блудный сын, потратив состояние, возвращается к отцу, он хочет стать хотя бы слугой в отчем доме, понимая, что он не достоин называться сыном. Но он возвращается и отец его прощает. В притче очень хорошо рассказывается о том, с какой торжественностью отец встретил сына и как к этому отнесся старший брат. Он был все время дома с отцом и никогда не испытал мучительной тоски по другой Правде – он не мог понять, что такое раскаяние.
Покаяние часто просто превращается в равнодушное перечисление грехов и прегрешений, как ответ перед законом. Но при этом забывается нечто существенное, что-то очень важное, без чего не исповедь, ни разрешение грехов не имеют ни настоящего смысла, ни силы. Это важное и есть чувство отдаления от Бога, от радости общения с Ним, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом. Мы приходим на исповедь и чувствуем, что признаемся в мелочах – забывали молиться утром или вечером, не соблюдали посты, сердились. Но совершенно не осознаем, что духовная красота запятнана, что мы далеки от своего настоящего «дома», что что-то драгоценное и прекрасное сломалось в нашей жизни…. Однако такое желание – желание возвратиться к Богу, обрести вновь потерянный «дом» и есть настоящая живая исповедь.

«Я безумно удалился от Твоей Отеческой славы, с грешниками растратил все мое богатство. Но взываю к Тебе голосом блудного сына: согрешил я перед Тобою, Отче щедрый, прими меня кающегося, прими меня, как одного из наемников Твоих» - вот как звучит кондак (песнопение, выражающее суть события) этого дня.

Прими меня Отче, я хочу этого, прими, «как одного из наемников Твоих» - вот очередная ступенька, к исповеди. И еще в этот день на утрене, после радостных и торжественных псалмов, поется полный тоски псалом 136:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего…

На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить Тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего…

Этот псалом – псалом изгнания. Его пели евреи в Вавилонском плену, вспоминая святой город Иерусалим. Он стал навсегда песнью человека, который осознает, что он изгнан от Бога, и поэтому он не может найти в этом падшем мире себе полного удовлетворения, потому что ищет Совершенства.
Этот псалом поется также в последние два воскресения перед Великим Постом.
Он открывает нам значение этой недели, седмицы и Поста как покаяние – возвращение в дом Отца.

Изменено пользователем Евгений Наумов

В тишине иногда прославляется Божия благость,
Ведь слова слишком громки бывают подчас.
Наша жизнь, наши мысли, дела, чистота, наша радость -
Это проповедь сердца, что льется в сиянии глаз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
пост телесный идет только в помощь посту настоящему - духовному, о котором и говорится в приведенном отрывке.

Эти правила для помощи придуманы.

 

А если я буду всё соблюдать и масло кушать в определенные дни, а соседа обгавкаю и на ногу ему наступлю (злая с голоду потому что) - штоп не повадно было! - то какой же это пост? Правильно - никакой... во осуждение пост этот.

Фарисействовать никто не собирается. По силам :angry:

Аминь! Нечего добавить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю, что уже сегодня нужно призадуматься, как провести Великий Пост.

Время проходит быстро и вот уже три!!! "подготовительные" недели прошли. Надвигается четвертая неделя, имеющая название мясопустной. Подготавливая себя к Посту, мы уже в это воскресение получим последнее наставление от Бога.

 

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

 

В неделю, следующую за этим воскресным днем (26.02) предписывается уже частичный пост – воздержание от мяса. В народе она называется – масленица, а в Церкви именуется как сырная. Это воздержание – последний подготовительный шаг к тому великому подвигу, который ожидает нас через семь дней.

Накануне этого дня, в Субботу мясопустную, Церковь совершает всеобщее поминовение усопших (умерших) в надежде воскресения и жизни вечной. Каким образом связан Пост с поминовением усопших, и какое оно имеет значение? Казалось бы, ну поминаем и поминаем, причем тут Пост? Если мы – настоящие христиане, то мы должны знать зачем – вспомним, сначала, что Христианство есть религия любви. Христос заповедал апостолам, а нам через них «любить друг друга». И прибавил: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Значит, получается, любовь есть основание – сама жизнь Церкви, которая есть «союз веры и любви» (прим. св. Игнатий Антиохийский). В молитве за умерших мы главным образом выказываем свою любовь, просим Бога помнить тех, кого мы поминаем (вспоминаем), а мы помним их, потому что мы их любим. Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который – сама Любовь и Который победил смерть – наивысшую степень разобщения и разлуки. Во Христе нет живых и умерших, потому что в Нем все живы. Поэтому, благодаря нашей любви к Христу, через любовь к тем, кто в Нем - они все живы «во Христе».

Тема мясопустного воскресения опять же – любовь. Евангелие раскрывает нам притчу Спасителя о Страшном Суде (Мф.23: 31-46). По какому закону, следуя этой притче, Христос будет нас судить, когда настанет этот день? Евангелие дает ответ – по закону Любви – личной любви к любому человеку, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути. Не стоит думать, что любовь это только помощь в виде гуманитарной заботы об отвлеченной справедливости к анонимным «бедным».

Христианская любовь – это «невозможная возможность» увидеть Христа в другом человеке, кто бы он ни был; человеке, которого Бог по своему вечному и тайному промыслу решил ввести в нашу жизнь. Любовь – это та сила, которая через все внешнее, случайное в другом человеке – его наружность, социальное положение, этническое происхождение, интеллектуальные способности, - достигает души, единственного личного корня в человеке – частицы Бога в нем.

Еще одна мысль. Для социального деятеля предмет его любви не личность, но человек, отвлеченная единица, взятая из не менее отвлеченного человечества. Христианин любит человека, потому что он – личность. Деятельность социального активиста принадлежит всецело земной жизни – его цель забота о человеке здесь на земле, обеспечение существования, жизни на земле. Но цель христианской любви за пределами земной жизни. Она сама по себе – «луч, исходящий из Царствия Божьего» (протоиерей А. Шмеман), она находит свое завершение в Боге. В самом деле, мы знаем, что любовь побеждает в этом мире, который во зле лежит.

Церковь вновь и вновь напоминает нам об этой личной любви и призывает нас наполнять этот грешный мир любовью. Это и есть настоящая и действительная миссия Церкви.

Притча о Страшном Суде говорит о христианской любви. Мы знаем, что все люди нуждаются в этой личной любви, признании их личной особой души, в которой все творение Божие отражается особым образом. Не всем дано работать для человечества, но каждому дан дар и благодать любви Христовой. Поэтому, стоит задуматься, что даже если мы ограничены в своих возможностях, если мы считаем себя бедными, то рядом с нами живут люди, для которых мы – богатые, потому что они не имеют и того, что есть у нас. Нужно помнить, есть больные, голодные, потому что им было отказано в личной любви. Наконец мы не должны забывать, что каждый из нас несет на себе ответственность за какую-то крошечную частицу Царствия Небесного, потому что мы обладаем этим даром любви. И судимы мы будем за то, приняли мы эту ответственность на себя, проявили ли эту любовь или отказали в ней. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…» (Мф. 25:40).

В Любви наше спасение – давайте будем любить друг друга, как возлюбил нас Господь. Любовь – вот еще один шаг к совершению великого подвига.


В тишине иногда прославляется Божия благость,
Ведь слова слишком громки бывают подчас.
Наша жизнь, наши мысли, дела, чистота, наша радость -
Это проповедь сердца, что льется в сиянии глаз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень понравилась статья.

 

Что такое Страшный Суд? диакон Андрей Кураев

 

...

К сожалению, мы – бессмертны. К сожалению – потому что порой очень хотелось бы просто уснуть – да так, чтобы никто больше про мои гадости мне не напоминал…

...

Отсюда и слова святителя Феофана Затворника: "Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам... У Бога есть одна мысль и одно желание - миловать и миловать. Приходи всякий... Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была"

...

Опять же в древности преп. Исаак Сирин говорил, что Бога не стоит именовать "справедливым", ибо судит Он нас не по законам справедливости, а по законам милосердия,

...

Мы – подсудимые. Но подсудимые странные - каждому из нас дано право самому составить список тех законов, по которым нас будут судить. Ибо – "каким судом судите, таким и будете судимы". Если я при виде чьего-то греха скажу: "Вот это он напрасно… Но ведь и он - человек…" - то и тот приговор, который я однажды услышу над своей головой, может оказаться не уничтожающим.

...

Не осуждай других – не будешь сам осужден. От меня зависит, как Бог отнесется к моим грехам. Есть у меня грехи? – Да. Но есть и надежда. На что? На то, что Бог сможет оторвать от меня мои грехи, выбросить их на помойку, но для меня самого открыть иной путь, чем для моих греховных дел. Я надеюсь, что Бог сможет растождествить меня и мои поступки. Перед Богом я скажу: "Да, Господи, были у меня грехи, но мои грехи – это не весь я!"; "Грехи – грехами, но не ими и не для них я жил, а была у меня идея жизни - служение Вере и Господу!"

...

Когда мы осознали это – нам станет понятнее отличие христианского покаяния от светской "перестройки". Христианское покаяние не есть самобичевание. Христианское покаяние - это не медитация на тему: "Я - сволочь, я – ужасная сволочь, ну какая же я сволочь!" Покаяние без Бога может убивать человека. Оно становится серной кислотой, по каплям падающей на совесть и постепенно разъедающей душу

...

Тут впору открыть евангельские заповеди блаженств и перечитать их внимательно. Это – перечень тех категорий граждан, которые входят в Царство Небесное, минуя Страшный Суд. Что общего у всех, перечисленных в этом списке? То, что они не считали себя богатыми и заслуженными. Блаженны нищие духом, ибо они на Суд не приходят, но проходят в Жизнь Вечную.

 

Явка на Страшный суд необязательна. Есть возможность ее избежать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прощенное Воскресение - последний день перед Великим Постом.

 

Прощенное, как часто мы слышим это название, а почему прощенное?!

В Ветхом Завете тоже был аналог этого дня, там было несколько по-другому,

там в центре всего были два козла. Одного отправляли на заклание, а второго опускали в пустыню попирая нехорошими словами - он был козел отпущения, отсюда и пошло это выражения, как бы этот козел вбирал все злое и нехорошее - все грехи.

Для нас же главное то, что мы должны учиться друг друга прощать, и прощать правильно, от души.

 

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

(Неделя сыропустная)

 

Теперь буквально несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение Мясопустной недели, завершающейся Прощеным воскресением, два дня, среда и пятница стоят как бы отдельно, они уже совершенно «великопостные»: в эти дни не полагается совершать Божественную литургию и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне звучит очень красивая стихира – приветствие Посту:

 

Возсия всесна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия от всякия скверны, Светодавцу поющее рцем: Слава тебе, Едине Человеколюбче.

Наступила весна Поста! Свет покаяния; очистимся, братия от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света): «Слава Тебе, Едине Человеколюбче!»

В субботу Мясопустной недели вспоминаются все «мужи и жены подвигом поста просветившиеся (спасшиеся)»: святые, примеру которых должны мы следовать. Они учат нас трудному пути, искусству Поста и покаяния. Мы не одни у нас есть святые помощники и примеры.

Наконец наступает последний день, который мы привыкли называть Прощеным воскресением (5.03); но у него есть еще одно название, литургическое: «Изгнание Адама из рая». Пройдя последовательно через все приготовление, мы понимаем, что вначале Поста уподобляемся Адаму.

 

 

Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня… Увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычно, и благих всяческих лишихся! Раю святейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затворенный, моли тебе Сотворшаго, и мене Создавшего, яко да твоих цветов исполнюся. Темже и к нему Спас: моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися, и в познание истины приити, яко грядущаго ко Мне не изгоняю вон.

 

 

Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода) и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал: «Увы мне, как пострадал я окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыке и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами». И отвечал (Адаму) Спаситель: «Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне я не изгоню».

 

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. Евангелие этого дня (Мф.6:14-21) говорит о двух условиях этого освобождения.

Первое условие – Пост, отказ от всего того, что кажется нормальным – от желаний нашей падшей природы, освобождение духа, души от диктаторской воли плоти, материи. Мы не должны заниматься показухой, мы должны явиться подлинно постящимися не перед людьми, но «перед Отцем Нашим, Который в тайне» (6:18)

Второе условие – прощение: «Если вы будете прощать людям их согрешения, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6,15). Сейчас торжество греха – главный признак его владычества в мире – это ссоры, несогласия, разделения, ненависть.

Но проломить это все может прощение: возвращение к единению, согласию и любви.

Простить – это не значит, просто сказать «прости», «извини» - это значит дать Христу войти, вторгнуться в наш грешный мир, отвергнув все счеты и расчеты человеческих отношений.

Служба в этот день начинается как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Звучит великолепная стихира на «Господи, воззвах…», возвещающая о наступающем Посте, а за ним и о приближении Пасхи!

 

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложившее, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающееся духа: в нихже совершающееся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующееся.

 

Постное время светло начнем! Готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и насладимся духовными добродетелями. Дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидеть страсти (страдания) Христа Бога и святую Пасху в духовной радости.

 

Затем звучит так называемый Великий Прокимен, который в этот раз возвещает начало Поста:

 

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

 

Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее.

 

Если вслушаться в этот стих, делая ударение на «… яко скорблю», - можно понять исходный пункт Поста – это смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. И так, приготовление закончено, мы стоим перед закрытыми вратами рая, сознаем свою принадлежность Богу, понимаем, что у нас нет другого «дома», другой радости, другой цели; понимаем, что мы изгнаны из этого дома – Царства во тьму и печаль греха, желаем вернуться в дом Отца и, наконец, скорбим («я скорблю»)! Мы знаем, что только Бог может помочь в наших скорбях, только Он может оправдать и спасти душу.

Покаяние – мольба к этой божественной помощи.

Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил. Светлые облачения сменяются темными, тушат яркий свет. Начинается вечерняя ектения, на прошения которой хор отвечает постным напевом. Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы мы подходим сначала к священникам, потом друг к другу, прося прощения. Которое должно быть из глубины души и приводить к любви и единению.

И в то время, когда происходит этот обряд, хор поет... … пасхальные песнопения.

Это значит, что, не смотря на то, что нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, мы видим в конце этого пути сияние света Пасхи – света Царствия Христова.

 

ПС. Давайте простим друг друга.

и

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ВАС С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА


В тишине иногда прославляется Божия благость,
Ведь слова слишком громки бывают подчас.
Наша жизнь, наши мысли, дела, чистота, наша радость -
Это проповедь сердца, что льется в сиянии глаз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ПОСТНОЕ СТРАНСТВИЕ

 

Беседа №1. Начало Поста: Великий Канон

Как мы уже отмечали, основная идея Великого Поста как духовного странствия – переход из одного духовного состояния в другое. Но, как показывает действительность, не все современные христиане понимают это правильно и поэтому ограничиваются исполнением «обязанностей» один раз (в год!) причаститься, отказаться от какой-либо пищи и т.п. Необходимо восстановить истинное духовное назначение Великого Поста. И первым шагом на пути к этому будет правильное понимание великопостного богослужения.

Итак, начался Великий Пост. И первое, что мы замечаем - к обычным богослужениям прибавился великий покаянный канон святого Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером , в первые четыре дня Поста. По существу это покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием, надеждой.

Канон начинается с глубоко личного вопля: «Откуду начну плаката моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»

«С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?»

Далее святой Андрей говорит: «Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу; история первого грехопадения – это моя личная история»:

«Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…»

Я потерял все божественные дары:

«Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…»

 

Четыре вечера девять песен Канона призывают нас к ответу, так как говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором. В Великом Каноне рассказываются истории многих библейских персонажей: Адам и Ева, Каин и Авель, Ной, Авраам, Моисей, Давид и Соломон и других. На фоне библейских событий идет рассказ о нашей душе, грехах, совершаемых нами подобно этим библейских персонажам. Грех – это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего высокого призвания.

Обращаемся еще раз к Канону и понимаем – просто сказать «я согрешил» не достаточно. Это значит ничего не сказать, если грех не воспринят и не пережит во всей его глубине и горести.

Значение Великого Канона состоит именно в том, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким духовным созерцанием библейской истории, которая по истине есть история греха, покаяния и прощения.


В тишине иногда прославляется Божия благость,
Ведь слова слишком громки бывают подчас.
Наша жизнь, наши мысли, дела, чистота, наша радость -
Это проповедь сердца, что льется в сиянии глаз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Евгений Наумов, ответь мне, как русский человек русскому человеку, как ТЫ его понимаешь, пост?

Своими мыслями, без литературных (Толкиенских) склонностей.

Если лично тебя интересует личное мнение Евгения Наумова, то напиши ему в личку.

У каждого может быть своё мнение о Великом посте, но не факт, что оно истинно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Если лично тебя интересует личное мнение Евгения Наумова, то напиши ему в личку. У каждого может быть своё мнение о Великом посте, но не факт, что оно истинно.

А чье мнение тогда должно быть в теме???


Da Troll

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×