Ветер 6 Опубликовано 27 августа, 2009 Историческая справка Ста́рчество (от Старец) в православии — особый иноческий подвиг, восходящий к византийской традиции исихазма; в России — подвижническим трудам преподобного Нила Сорского и иных нестяжателей. Термин преимущественно относят к практике духовного наставничества и водительства, культивировавшейся учениками и последователями преподобного Паисия Нямецкого в российских монастырях XIX и начала XX. Наиболее известный центр — Введенская Оптина пустынь в Калужской епархии. По материалам Википедии СТАРЧЕСТВО, широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми. Понятие “старец” в этом значении не связано с возрастом: случается, что молодой по возрасту, но сильный в духовном отношении человек становится духовным руководителем многих монахов и мирян разного пола и возраста, разной социальной принадлежности. Степень контакта старца и руководимого им лица бывает различной. При наиболее полном выражении института старчества тот, кто вступает под руководство выбранного им старца, должен “полностью отречься от своей воли, своих разумений, своих желаний”, т.е. “обязан полным, беспрекословным и совершенным послушанием” своему духовному отцу. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов). Многие авторитетные раннехристианские авторы считали такой род подчинения опытному руководителю наиболее надежным путем достижения духовного совершенства. При этом имели в виду не только духовную силу и опытность старца, но и благоприятность такого полного подчинения для преодоления своей гордыни и приобретения смирения. Возможно руководство старца мирянином или монахом, определяющее лишь основные направления духовной жизни, оставляющее значительный простор для выбора и не предполагающее ни безусловного подчинения, ни непременного открытия помыслов. Степень обязательности выполнения указаний старца складывается при этом постепенно в ходе взаимодействия обеих сторон, меняется в зависимости от конкретных обстоятельств и дает многообразные варианты отношений старца с духовными чадами или учениками. В русском Православии распространено также однократное или многократное, но редкое, обращение верующих людей к старцам по конкретным поводам, связанным с духовными трудностями или житейскими проблемами. Разовое обращение к старцу может повториться и перерасти затем в обретение в его лице духовного отца, т.е. постоянного руководителя. Но может так и остаться единственной беседой, играющей тем не менее значительную роль в жизни обратившегося человека. Считается, что, обратившись к старцу, следует выполнять его указание, т.к. он обладает даром прозорливости. По представлениям православных русских, старцы являются посредниками между Богом и другими людьми, т.к. им бывает открыта воля Божия о каждом обращающемся к ним человеке и по определенному случаю. Возникшее с первых шагов христианства и имевшее прообразы в дохристианской религиозной жизни, “старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях”, затем — на Афоне, “а с Востока перешло в Россию”. На Руси старческое руководство в монастырях “было двоякого рода: или настоятель, игумен, был в то же время и старцем для братии, или же на нем лежала лишь хозяйственная часть, а духовное окормление было предоставлено другому иноку”. Случалось и так, что настоятель был главным аввой (учителем), а другие старцы этого же монастыря — его помощниками. Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был прп. Феодосий Печерский (XI в.). Прп. Сергий Радонежский (XIV в.), которого по достоинству считают обновителем монашества, воспитал множество учеников, разошедшихся по всей Руси и основавших новые обители на тех же началах подвижничества, в которых были сами воспитаны. В летописях и других источниках средневековой Руси есть немало свидетельств советов старцев мирянам, в частности князьям. В XV в. духовное окормление игуменом-старцем не только монашеской братии, но и мирян видно в деятельности Иосифа Волоцкого, а высшего расцвета, по мнению некоторых авторов, старчество достигло в к. XV — н. XVI вв. в лице Нила Сорского. В XVIII в. новый подъем старчества связан с именем прп. Паисия Величковского, подвизавшегося преимущественно в Молдавии, но через своих учеников оказавшего, несомненно, воздействие на развитие этого института в России XIX в. Старчество в это время процветало во многих обителях: Киeвo-Печерской, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях, Саровском и Валаамском монастырях и др. К таким знаменитым старцам, как прп. Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, ходило множество богомольцев из всех губерний и всех сословий страны. Известны были также старцы из белого, т.е. приходского, духовенства (среди них — почитаемый всей верующей Россией на рубеже XIX—XX вв. Иоанн Кронштадтский), а также старцы и старицы из мирян, достигшие духовной высоты в результате подвижничества. Через контакты со старцами шло глубокое религиозно-нравственное просвещение народа, поскольку паломничество к ним носило массовый характер. В свою очередь, русское старчество укреплялось за счет народного благочестия, подвижники которого нередко становились сами старцами, окормлявшими многих. Так, знаменитый настоятель-старец Валаамского монастыря (управлял им в течение 37-ми лет) о. Дамаскин был крестьянином Старицкого у. Тверской губ.; известный старец Гефсиманского скита Варнава, в миру Василий Ильич Меркулов, происходил из крепостных крестьян Тульской губернии; крестьянкой была игуменья-старица Крестовоздвиженского Белёвского монастыря монахиня Павлина, а игуменья-старица Евгения, основавшая Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской губ., была дочерью тамбовского крестьянина. В н. XX в. центрами старчества оставались Оптина и Глинская пустыни, Саровский и Валаамский монастыри и др. обители. В советское время, в период официальных гонений на Православие, русское старчество сохранялось в скрытом или полуоткрытом виде. Обращение к старцам за постоянным духовным руководством или конкретным советом стало особенно актуальным для верующих в условиях закрытия церквей, ограниченного количества приходских священников и скованности их действий запретами властей. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими больных, силе их молитв тайно распространялись далеко за пределами районов их проживания и привлекали скрытый приток паломников. Из постоянно руководимых ими чад образовывались вокруг старцев неформальные общины, не порывавшие с легальной Церковью, но решавшие свои религиозные задачи и осуществлявшие тайные духовные контакты. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (ск. 1948), Лаврентий Черниговский (ск. 1950), Серафим Вырицкий (ск. 1949), иеросхимонах Сампсон (ск. 1979), старец Димитрий (ск. 1996), старицы блаженная Матрона (ск. 1952), схимонахиня Макария (ск. 1993) и многие другие. По материалам сайта www.hrono.ru Братия и сестры, а вы что думаете по этому поводу? Был ли у вас какой-то опыт в общении со старцами или старицами? Ветер в свободном полете... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Mahant 327 Опубликовано 5 октября, 2009 Кино вот интересное. Может и по теме оно тоже что подскажет. За имя Моё (1/3) For my name's sake... (1/3) За имя Моё (2/3) For my name's sake... (2/3) За имя Моё (3/3) For my name's sake... (3/3) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
SergeyRapido 18 Опубликовано 15 октября, 2009 Знать бы сейчас хоть одного Старца.. Где он? Кефир, штанга, библиотека Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ДАНИИЛА 6 601 Опубликовано 15 октября, 2009 SergeyRapido Ты их просто не видишь за пеленой своего представления их образа. Но если хочешь увидеть именно тот образ, который ты создал в воображении, то опять же нужно "убрать" плёнку мыслей о поиске и, как говориться, увидишь бога или то совершенство, которое ищешь. Им можешь оказаться и ты. Понишь рассказ о видении отроку Варфоломею? Ещё в отрочестве он увидел тот образ и тот путь, который привёл его к слиянию с этим образом в конце жизни. Варфоломей был верен этому указанному пути всю жизнь, потому и наградой стало это слияние с богом-совершенством, представшемся ему ещё в начале пути. Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Карапузик Опубликовано 15 октября, 2009 SergeyRapido Серега, звони, скоординирую з.ы. угу чучуть помедитировать и увидишь как становишься святым...главное пелену убрать с обзора ага. Сергий Радонежский именно этим путем и шел, видать. Проповедуй в своем разделе что хочешь, а тут, повторяю - под своими измышлениями не забывай подставлять ИМХО. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ДАНИИЛА 6 601 Опубликовано 15 октября, 2009 угу чучуть помедитировать и увидишь как становишься святым Не так всё просто. Только в свете осознанности предстаёт то, что ищешь умом. Но это случается когда тебя (блуждающих мыслей) нет, а есть То, что само о себе говорит. Ведь истина всегда только о себе говорит. А старцев нынче церковь иногда живыми хоронит. Не так давно в теме "Сбежавшая монашка" я написала об этом. И если бы Махант захотел рассказать о своей встрече со Старцем, против которого была направлена статья, то ищущий Старца мог бы поинтересоваться, как его найти. Но потому и писала о пелене, что в встрече со Старцем ищущий может того не признать, коли пелена соткана из множества чужих мнений. ИМХО. Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Mahant 327 Опубликовано 15 октября, 2009 Карапузик ДАНИИЛА И если бы Махант захотел рассказать о своей встрече со Старцем, против которого была направлена статья, то ищущий Старца мог бы поинтересоваться, как его найти. Где бы то время взять, чтобы для форумов изливаться в таких рассказах. Но вкратце, про о. Петра (Кучера), против которого и рассчитана та ляпа под ядовитым названием "сбежавшая монашка". Удар "порицаний общественного мнения" направлен как раз на него, а не на какого-нибудь алкоголика, ошивающегося возле прихода с дюжиной "беглых" ака монахинь. Я знал о. Петра ещё в "советские" времена, т. е. ездил к нему в пустыньку (женский монастырь) в Латвии. И этот человек действительно тогда поразил своей ясностью, благостностью, образом жизни. Позже я был у него уже в другой совершенно интеллектуально-географической зоне России, под г. Задонском, куда его перевели восстанавливать новооткрывшийся монастырь. Ездил туда специально поговорить с ним, посмотреть на то, как у него получается вести работу, потому что это действительный практик в духовной жизни. И вот теперь о нём пишут какие-то "разоблачительные правды"?! Зы. Тьфу, прости Господи. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
SergeyRapido 18 Опубликовано 16 октября, 2009 Надя рассмешила Кефир, штанга, библиотека Поделиться сообщением Ссылка на сообщение