Лимарев 0 Опубликовано 27 сентября, 2010 Лимарев В.Н. Священный огнь у зороастрийцев. «Благие мысли, благие слова, благие дела». (Символ зороастрийской веры) Выдержка из статьи: «Поклонение огню у зороастрийцев». http://limarev101.narod.ru/ogon.htm Ранг храма зороастрийцев был обусловлен исключительно степенью важности помещенного в него огня, и именно это обстоятельство регулирует внутреннюю жизнь святилища. 3-6 веках священные огни горели по всей державе Сасанитов (Древний Иран). Главный огонь Бахрама горел в главном храме государства. Огни второго ранга горели во всех столицах провинций. Третье ранга горели в поселения и домах верующих зороастрийцев. Главный огонь был духовным вождем всех Сасанидов и к нему обращались как к божеству в с просьбой помочь в борьбе со злом, огонь был защитником зороастрийцев в мирских делах. Каждый новый царь зажигал свой огонь, традиционно огонь составлялся из 16 видов взятых из домашних очагов представителей разных сословий, в том числе священнослужителей, воинов, писцов, а также торговцев, ремесленников, земледельцев и т.п. 1 - огонь от погребальных костров; 2- огонь, используемый красильщиком; 3- огонь из домов правителя и представителя власти; 4- огонь, используемый гончаром; 5- огонь используемый изготовителем кирпичей; 6-огонь из жилища факира (нищего) или аскета; 7-огонь, используемый ювелиром; 8-огонь, используемый в монетном дворе; 9-огонь, используемый кузнецом, 10-огонь, используемый оружейным мастером; 11-огонь, используемый пекарем; 12-огонь, используемый пивоваром, винокуром или идолопоклонником; 13- огонь, используемый военными или путешественниками, 14- огонь, используемый пастухом; 15-огонь, произведенный природной молнией; 16 –домашний огонь, или огонь их дома любого зороастрийца. Однако одним из главных огней был пятнадцатый; его подчас приходилось ждать годами, и образовывался он от удара молнии в дерево. Но самым трудным для получения являлся первый, т.е. огонь от погребальных костров, так как сами зороастрийцы считали сжигание трупа осквернением священной материи (огня). Сжигание трупа у зороастрийцев было строжайше запрещено. Для получения огня от погребальных костров необходимо было отправляться в Индию, где индуисты сжигали трупы, там зороастрийцы пытались получить огонь от погребального костра брахмана. Существовало неукоснительное правило – обновлять через определенный период времени все огни; существовал особый ритуал очищения огня и возведения на алтарь нового огня в храме. Ритуальное шествие возведения очищенного огня на храмовый трон (алтарю, где должен гореть огонь) возглавлял верховный жрец. Два или три жреца торжественно несли курильницу с огнем, над которым священнослужители поддерживали балдахин. Вокруг огня шествовала гвардия телохранителей вооруженных мечами. Далее шли представители религиозной и светской власти. Священнослужители несли ритуальное оружие для борьбы с силами зла и жезлы с навершиями в виде бычьих голов. Часть этого оружия священнослужители развешивали на стены храма, как напоминание о том, что зороастрийцы готовы защищать священный огонь от посягательства нечестивцев. Курильница с огнем Бахрам вознесенная на трон в храме огня становится с этого момента символическим руководителем духовной жизни зороастрийской общины, во времена Сасанидов покровителем государства и, и как полагается царю, увенчивается короной, которая представляет металлический поднос, подвешенный высоко над пылающим огнем. Входить в святилище имел право лишь жрец после прохождения сложного очистительного ритуала, который длится несколько дней. Прикасаться к огню жрец мог, соблюдая определенные процедуры, надев на голову белую шапочку типа тюбетейки, а на руки перчатки, закрывал рот и нос полумаской, чтобы дыхание не оскверняло огня. Затем специальными щипцами он мешал огонь в светильнике алтаря, чтобы пламя горело ровно. Дрова в алтарной чаше были из ценных твердых пород деревьев, в том числе сандалового; когда они горели, помещение наполнялось приятным запахом. Огонь поддерживался жрецами круглосуточно. Сутки делятся на пять периодов, и вначале каждого совершалась процедура подкладывания дров, длящаяся по целому часу, сопровождаемая произношением магических формул (заклинаний). «Господи! Мы прославляем Тебя Твоим огнем! Мы прославляем тебя приношением благих мыслей! Мы прославляем тебя приношением благих слов! Мы прославляем тебя приношением благих деяний. Все это делам мы ради просвещения наших мыслей, просвещения наших слов, просвещения наших деяний». Накапливавшаяся от постоянно горящего огня зола собиралась священнослужителями в специальные коробочки, которые потом закапывались в чистой земле. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение