ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКИХ РАТОБОРСТВ
Представляем Вашему вниманию один из древнейших способов подготовки воина – Святой Котёл или Казачий вар.
Традиционные русские ратоборства неразрывно связанны с общинным образом жизни основанном на ценностях Православия. Прежде всего это средство самоорганизации, объединения, общения, самопознания и познания мира, воспитания, реабилитации и активного здорового отдыха восстанавливающего силы, а так же альтернатива всей нахлынувшей на нас мерзости – наркотикам, алкоголю, игромании, виртуальной реальности и т.д..
Раньше власть держалась на владении холодным оружием (отсюда и техника берущая начало от фехтовальной), при этом главным было не личное мастерство, а умение работать в группе. Исходя из этих требований строились и боевые системы групповой подготовки воинов, вырабатывающие взаимодействие, взаимовыручку, чувство локтя –конечной целью обучения были не индивидуалисты одиночки, а братство, община, дружина, (говоря современным языком – сплочённое и сработанное спецподразделение). Обучение строилось в форме игровых моделей группового боя. По внешней форме они были стеношные и круговые. Для стеношной формы исходное положение – две команды находятся друг перед другом, но вот они сшиблись - свои перемешались с чужими – возникло исходное положение для кругового боя. Каждого бойца окружают и свои и чужие – чужих надо бить, своих защищать и взаимодействовать с ними (самое главное тех и других не перепутать) при этом ещё надо работать в соответствии с общей задачей. Это самая сложная для сознания форма РБ, но зато в ней есть всё и сразу – это генетический код РБ и именно с неё лучше начинать обучение – от общего к частному, а не наоборот как в большинстве современных школ где идёт зазубривание по схеме стойка-элемент-связка-приём путём многократного повторения, после чего их пытаются встроить в динамику боя где они часто перестают работать так как созданы для стереотипных –«лабораторных» условий . Попав в круговорот живой драки «пазлы» не складываются, кроме того зазубрить приёмы на все случаи группового боя невозможно. Самое сложное не сами приёмы, а выход на те условия где они могут работать. Только лишь адаптировавшись к групповой работе, свалке, хаосу, бою в упор, непрерывному движению постоянно меняющему формы, можно приступать к разучиванию элементов , технических заготовок и постановке индивидуальной техники. Следует понимать, что в групповом бою нет никаких канонизированных понятий, - нет стоек, удары наносятся из самых неудобных положений, нет приёмов как таковых в чистом виде, руки оппонентов заведомо рассматриваются как вооружённые ножами, - отсюда размазанная плавающая техника кажущаяся театральной и не имеющая ничего общего со спортивной. Для повышения эффективности обучения место ристалища может ограничиваться кругом (условно считаем, что за краем круга пропасть), круг сам по себе приводит к объёмной технике кругового боя – победа по очкам не возможна, хочешь - не хочешь надо вступать в ближний бой, в котором тело начинает думать и работать само, развивается его тактильность и сенсорность. Прокатанное в различных условиях огромное количество ситуаций активирует работу подсознания и включает состояние «автопилота» когда адекватная работа получается сама, без участия логики. Важный принцип непрерывность объёмных движений и отсутствие холостого хода - вращающегося бойца поразить сложнее – удары уходят в рикошет, захваты не фиксируются и выводят из равновесия нападающих, движения перетекают одно в другое без разрывов. Если применять элементы кругового движения – скрутки, вкручивания и т.д. – эффективность действий возрастает. Обучение идёт в потешной игровой манере – играть интересней чем зубрить, игра включает творческий процесс (в том числе коллективный), снимает психологическое и физическое напряжение и распаковывает возможности мозга и психики, доверие к друг другу позволяет не подавлять , а обыгрывать, что опосредованно ведёт к наработке высокой техники. Игра носит и воспитательное значение, развивает личность, её духовно – нравственные качества и интеллект, а не подавляет ёе как к примеру различные курсы молодых бойцов основанные на муштре, однообразии, шаблонах - готовящие зомби –роботов. Там где есть муштра – нет места творчеству и соответственно мастерству – так как оно всегда индивидуально. Построение обучения в форме игры – забавы позволяет работать с любыми категориями от детского сада до спецназа. Данная методика позволяет в короткие сроки подготавливать сплочённые группы различного прикладного назначения для действий в экстремальных условиях, а так же вырабатывает способность бойца встраиваться в любую спонтанно сложившуюся группу. Эта методика выходит далеко за рамки РБ и может применяться в психологии (тестирование ЛС , кадровый отбор, сплочение коллективов, профилактика конфликтов), в оздоровительной медицине (в качестве лечебной гимнастики и психотерапии), в области реабилитации после психотравм , стрессов, тяжёлых жизненных обстоятельств и последствий алко-нарко зависимости (собирание личности через активацию творческих начал), вывода из депрессивных состояний, а так же для здорового коллективного отдыха и воспитания молодёжи.
Собственно технический арсенал человека изучен давным-давно и придумать что то новое уже нельзя, вопрос как это всё преподать – т.е. в методике обучения. В большинстве боевых искусств обучение идёт от частного к общему – т.е. путём многократного повторения разучиваются простейшие стереотипные действия, стойки, перемещения в них, удары, блоки, броски, - потом приёмы или комбинации после чего их пытаются встроить в динамику боя, но тут «пазлы не складываются», так как ситуации в которых работают приёмы существуют только в лабораторном виде без динамики, к тому же разучить приёмы против бесчисленного числа ситуаций группового боя невозможно, в групповой свалке нет никаких стоек и не работают никакие технические заготовки. Здесь так же как в вопросе познания мира - погрязнув в частностях и мелочах можно не увидеть картины в целом – под микроскопом мир не виден. Мы предлагаем обучение с другого конца - от общего к частному т.е. начинаем с группового боя – «генетического кода» РБ в котором есть всё и сразу – распаковываем сознание и освобождаемся от стереотипов. Обучающийся получает адаптацию к действиям в толпе, в хаосе, начинает понимать принципы групповой работы и только потом под это подгоняет свою индивидуальную технику, «скелет» которой нарабатывается волновой гимнастикой и специальными подводящими упражнениями – «обкатками» призванными максимально раскрыть боевые возможности всех отдельно взятых частей тела и прокаткой всех ситуаций связанных с их возможным применением – данная работа основана не на разучивании приёмов а на работе подсознания и творческом процессе. Лишь только наработав двигательную базу где движение не прекращается и постоянно меняет форму – своеобразный скелет рукопашного боя – можно переходить к насаживанию на этот скелет технических заготовок, которые обучающийся находит сам через обкатки.
Вар можно превратить в грандиозное массовое зрелище, которое видно и слышно на многие километры. Которое будет притягивать к себе все большее и большее количество народа.
В Варе вызревает настоящая дружба и взаимовыручка, проверенная на практике, начинает формироваться коллективное сознание и зарождается способность к самоорганизации.
Увидев однажды Казачий Вар, или попробовав его на вкус, человек будет жить этим и дышать этим.
Подготовлено по материалам С.Н. Колюшенко, Е. Сиркова и сайта «РУССКИЙ ОСТРОВ»
Внимание!
Приглашаем всех неравнодушных к традиционной русской культуре поучаствовать в этом празднике здорового образа жизни. Проводиться "Котёл" будет 25-го марта. В этот раз участвуют мужчины от 14 лет. Занятие будет проходить на улице, так что одевайтесь соответственно погоде, форма одежды: походно-тренировочная.
Место встречи - станция г.Пушкино, около башни в 9-40. Время с 10.00 до 13.00. Убедительная просьба не опаздывать. Для участия – подать заявку.
Автор Хромов Сергей.
Tel.: 8(903)590-76-38
Mail: Glin_7810@mail.ru