Пушкинский район смело можно назвать одним из главных центров активности обманутых дольщиков Подмосковья. Их пикеты в Москве у Минэкономразвития или возле Минстройкомплекса уже стали доброй традицией.
Обманутые дольщики надеются, что накануне предвыборной гонки в российский парламент группу борцов за квартиры с удовольствием поддержит любая из сил, стремящихся заработать как можно больше политических очков. Однако, ситуация с пушкинскими недостроями может иметь куда более серьезные последствия.
Дом 48/2 в микрорайоне Серебрянка — главная головная боль для местной власти. Проблемный объект ей достался от предыдущей администрации, которая также получила этот «переходящий кубок» в наследство. А началась эпопея с появления в районе крупного стройинвестора — ООО «Славяне», возглавляемое Виктором Зюкиным и Павлом Фроловым.
В области «Славяне» работали с начала 2000-х, а на территорию района зашли еще при Олеге Копылове. До этого фирма уже строила дома в Сергиев — Посаде и Королеве.
В Пушкино инвесторы взялись строить коттеджный поселок в микрорайоне Междуречье, а также многоквартирные дома в 13-квартале микрорайона Серебрянка. Первый дом был построен без каких-либо проблем. Но вот дальше дело застопорилось — как раз в тот момент, когда пришла пора выполнять обязательства перед городом: согласно инвест-контракту, заключенному с городом, им нужно было модернизировать котельную, которая обслуживала сто домов в микрорайонах Серебрянка и Дзержинец.
Строители предложили не модернизировать старую котельную, а построить индивидуальные для каждого строящегося дома крышные бойлерные — и жильцам потенциальным тепло, и городские сети перегружать не надо. Но опять что-то не заладилось. Башкирцев ушел в добровольную отставку, на его место пришел В.Лисин. Новой власти застройщики сделали очередное процесс предложение: три дома в микрорайоне Серебрянка — 49, 48/1 и 48/2 — подключить к городской котельной (той самой, не модернизированной вопреки обещаниям), и таким образом избежать развития конфликта с дольщиками.
Один из активистов-дольщиков, Ринат Исмагилов, рассказывает: «Мы приобрели долю в строящемся доме в конце 2007 — начале 2008 года. Срок окончания строительства был обозначен вторым кварталом 2008-го. Застройщиком выступала дочерняя фирма ООО “Славяне” — “Стройперспектива+”. Но к осени строительство было остановлено и фактически заморожено на полтора года. Мы обращались во все инстанции — правоохранительные органы, Госдуму, в партию “Единая Россия”, в различные СМИ. Администрация района выделила свою долю для коммерческой реализации этой площади. Но вырученные застройщиком деньги снова кончились, и все встало еще на полгода. С нынешнего января какие-то движения на стройке идут, но нам снова говорят, что денег нет и надо искать новый выход из ситуации».
В многострадальном доме 48/2 доля администрации составляла 1500 квадратных метров. Конечно, это не решало кардинально вопрос очередников, но примерно тридцать семей пушкинцев могли бы обитать в новом жилье долго и счастливо. «ПИФ-Капитал», еще один участник долевого строительства, которому по договору «Стройперспектива+» передала почти 5000 «квадратов», заявил, что для окончания строительства необходимо 100 миллионов рублей. Новая администрация отдала застройщику пятьсот квадратов из городской доли. В итоге, получив для реализации две трети городской доли, застройщики попросили и оставшиеся 500 квадратов в обмен на долю в другом, почти готовом, доме №47. В качестве гарантии, потребовали также компенсационную площадку размером около гектара, чтобы закрыть все прочие проблемные объекты в городе.
На этом пункте терпение чиновников лопнуло. Активность дольщиков принесла свои плоды – их деятельность начала проверять прокуратура, которой стало интересно, почему метры, предназначенные очередникам, отданы застройщику?
Соинвесторы давят на городских управленцев, считая, что раз город является участником инвестиционного контракта, то доля ответственности лежит и на администрации. Однако согласно пункту 2.4 этого Соглашения, «администрация не несет ответственности по договору с третьими лицами», но, пытаясь уладить конфликт и лишившись своей доли жилья, она поставила себя в зависимое от недобросовестных инвесторов положение. Теперь власти вынуждены продлевать разрешение на строительство, невзирая на то, что дольщики требуют отдать объекты другому застройщику. Однако и сами неудачливые соинвесторы стали заложниками у строителей. Пикетчики даже участвовали в арбитражном суде, опасаясь, что «Стройперспективу+» признают банкротом. Ведь в этом случае они могут рассчитывать лишь на возврат своих денег, а отнюдь не квартир. Но даже такой маловероятный вариант трудно будет счесть удачным — жилье за годы сильно выросло в цене.
В микрорайоне Междуречье в перечень проблемных объектов попал лишь один дом, зато сразу несколько предусмотренных проектом двухэтажек вдруг «подросли» на один, а то и два этажа. Зато когда администрация попыталась обменять свою долю метров на недостроенный, но нужный городу объект — детский садик — застройщики отказались.
По словам Андрея Подлипенца, ответственного за проблемные стройки, социальной нагрузки «Славяне» хитро сумели избежать. В Междуречье расщедрились лишь на одну детскую площадку, котельную не отремонтировали. Один детсад не достроили, другой даже и не начинали. Муниципальная жилищная очередь не продвинулась ни на человека, хотя застройщики уже положили в карман прибыль от продажи около 350 квартир.
Как закончится строительный скандал — неизвестно. Сейчас «Стройперпектива+» говорит, что вроде бы нашла соинвестора.