Перейти к содержанию
Авторизация  
PavLan

КУЛЬТУРА и ПРАВОСЛАВИЕ

Рекомендуемые сообщения

Житие Преподобного Иоанна Креативного.

 

 

 

Компания «Евросеть» назначила Ивана Охлобыстина своим креативным директором

 

Преподобный Иоанн Креативный:

В том, что я буду заниматься телефонами, никакого противоречия с церковным служением нет. Сейчас я на время отстранен от службы.

 

 

http://slon.ru/articles/506215/

post-67-1291654461.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

pn_FIRSOV_024_big.jpg

 

«Явление Святой Троицы преподобному Сергию»

В. Фирсов

 

sisters.jpg

 

"В скиту" (Сестры). 1916

М.Нестеров

Изменено пользователем ДАНИИЛА

Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Какие монастыри были основаны Сергием Радонежским и его учениками

 

7f5bdb6e50b3e88ad1e5845c81114ffb.jpg

 

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины - в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

 

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

 

24.ferapontov_monastyr-592x394.jpg

 

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).

 

1.-lavra-592x267.jpg

 

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

 

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

 

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах – осаду польско-литовским войском пана Сапеги.

 

В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую "Троицу".

 

Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также "градооборазующее предприятие" немаленького города Сергиев Посад.

 

4.-staro_golutvin-592x393.jpg

 

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

 

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория. До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

 


  • Нравится 1

Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0
 
В поисках картин русских художников на религиозную тему наткнулась в "Кириллице" на высказывание, что картины Нестерова не вызывают никаких чувств, в душе тишина. Автор статьи даже попытался обвинить художника в "плохом" восприятии света (картины не яркие). Так человек всегда говорит, утверждаясь в своей правоте вместо того, чтобы вырасти до восприятия того, что предлагает мастер. У каждой великой страны своё предназначение, свой очаг, огонь которого призван поддерживать народ. Если народ меняет идею, то это приводит его к хаосу непонимания, идущего от корней. Кому-то нужно делать яркую рекламу, потому что им руководит Гермес - покровитель торговли и пророк, несущий умам рекламу будущих перемен. И это Америка. Россия же строилась по другому принципу объединения умов. И это противоположность - скромность и духовная сила. Немного жаль, что, создавая интернет-журнал "Кириллицу", человек отрывается от своих корней, а потому ничего не видит, а значит, не чувствует.
 
Нашла в интернете стихотворение, посвящённое картине Нестерова "Всадники" (Легенда), 1932г. Ивана Есаулкова
 
Сюжет картины Нестерова, кроме легенды, показывает ещё и речь( святую реку - мысли), идущие от покоя и озарения разделённого и земли неба. Ведь мысли выходят из разделения единства мира на две половины, стремящиеся друг к другу или разделяющиеся и уводящие во тьму непонимания самого себя, как народа и его божественной миссии.
 
О чём поведал нам сюжет?
О времени российской славы.
Терпела в Смуту много бед
Троице-Сергиева Лавра.

Поляки к ней со всех сторон
Пришли, взяв монастырь в осаду.
Нет силы, чтоб разбить заслон
И разорвать кольцо блокады.

Пути-дороги не найти
И неоткуда ждать подмогу,
Врагов никак не обойти,
Осталось лишь молиться Богу.

Но крепостью руководит
Святой*, пусть силы на исходе,
Его призыв ко всем звучит,
Рождая мужество в народе.

Пришёл в ночи к пономарю,
Сказал, что в три часа в столицу
Послал гонцов: они к царю
Должны через заслон пробиться.

Михей, Наум, Варфоломей,
Его приказу подчиняясь,
Тотчас же сели на коней,
Помчались, чуть земли касаясь.

Явление троих гонцов,
Перелетевших сквозь заслоны,
Нагнало ужас на врагов,
Ещё хмельных и полусонных.

Они от крепости ушли,
Она не взятою осталась –
И Лавра, гордость всей земли,
Полякам в лавры не досталась!
-----
* По легенде Сергий Радонежский руководил обороной крепости-монастыря.
 
 

Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1-1392.jpg

 

До XVI века даже неграмотные люди умели "прочитывать" иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей.

 

 
Снизу вверх

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба - таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это - граница между нашим миром и миром, представленным в иконе - духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу - тоже символичное растение.
Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом - чаще всего красным. Эта граница называется "лузга" (как тонкая пленочка в семечках, которые "лузгают"), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход - дался кровью...

 
Внимание к фону

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное - говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета - самые "высокие" в византийской традиции. Белый цвет - цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет - цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.
На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению - на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси - то, среди чего жил этот святой.

Символические цвета

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах. Этот цвет - серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, "для красоты", серый цвет не нужен.
Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах - мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет - это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном - знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.
Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.

Расшифровка атрибутов

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам "ключи" к их пониманию. "Русская семерка"уже касалась этой темы, например, в материале об иконе "Неопалимая купина". Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.
Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные - четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.
Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.
Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто - с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.
Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова... собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

 
 
Понимание фигур

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое - нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник - с Вечностью и так далее.
Круг - фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Перспектива и стороны

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, - центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой - так это о сторонах. Ведь если икона пишется "с другой точки зрения", то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая - с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники - справа, а не наоборот.

Центр иконы

В центре иконы обычно изображается самое главное - то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной "Троицы" Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).
Часто живописным центром иконы является Евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. "Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой", - пишет один из исследователей.


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
201461_original.jpgShmelev_Ivan1Иван ШМЕЛЁВ (1873-1950) - известный русский писатель, изображавший быт патриархальной России, продолжатель традиций Н. Лескова. Книги Шмелева написаны на красочном и поэтичном русском языке, свойственном народу. Вот как сказал об этом А. Куприн: «Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирождённый москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа».

 

     Троицкая дорога, которую мы теперь называем Ярославской, — от Москвы до Троице-Сергиевой лавры — замечательно изображена в повести Шмелева «Богомолье». Простой сюжет ее заключается в подробном описании дороги к лавре, которую богомольцы проделывали пешком. На «пушкинском» отрезке дороги мы встречаем описания не только Пушкино, каким оно было в начале XIX века, но и многих деревень района, названия которых всем нам знакомы: Братовщина, Кощейково, Талицы, Рахманово. В группе богомольцев, которую описывает Шмелев, идут мальчики Федя и Антипушка, девочка Анюта, крестьянин Горкин, пожилая женщина Домна Панферовна. Идут несколько дней, и по дороге с ними случаются различные происшествия. Быт богомольцев и деревень, через которые они проходят, окрестные пейзажи описаны у Шмелева так живо, что читатель волшебным образом превращается в еще одного спутника шмелевских богомольцев. Присоединимся же к ним хотя бы с помощью коротких отрывков из «пушкинской» части повести.

 


 


 



Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прекрасный и духовный город сергиев посад! Обязательно к посещению. 

В Золотое кольцо России входит Сергиев Посад, достопримечательности фото и описание которого никого не оставят равнодушным. Кстати, Википедия говорит нам о том, что в данный экскурсионный маршрут входит лишь только один город Московской области. Название поселение получило от имени Сергия Радонежского, своего основателя, в 1782 г. по указу Екатерины II. Кратко об истории возникновения города: первой постройкой стала деревянная церковь Святой Троицы, созданная в 1345 г. Сергием Радонежским (Варфоломеем) и его братом Стефаном. Вокруг нее постепенно обосновался монастырь. Вокруг монастыря стали селиться ремесленники. Так появились села и ремесленные слободы, позднее объединившиеся в город. Администрация современного города находится на Советской площади, где проходят фестивали и праздничные митинги.

Главной достопримечательностью местности является Свято-Троицкая Сергиева Лавра, получившая статус благодаря императрице в 1744 г. Памятник архитектуры находится в списке ЮНЕСКО. Лавра всегда была любима русскими монархами, Петр Великий дважды укрывался за стенами монастыря. Так как Сергиев Посад начал строится с Лавры, святыня оказалась в центре города на Красногорской площади.

Свято-Троицкая лавра, как и большинство монастырей России, имеет свою советскую историю. Если делать краткое сообщение, то уложить его можно в несколько печальных строк: в 1917 Лавра была закрыта, а три года спустя здесь организовали Сергиево-Посадский музей-заповедник. Мощи Сергия Радонежского, хранившиеся здесь, были вскрыты и выставлены как музейный экспонат. Большую часть монастырских колоколов переплавили, сохранились лишь два — «Лебедь» и «Никоновский». Музей содержит около 180 тыс. экспонатов, самые ценные из которых относятся к XIV в.


Музейный комплекс «Конный двор» считается еще одним филиалом под открытым небом. Основанный на месте монастырских конюшен, он содержит экспозиции открытого хранения.

 

 

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×