Перейти к содержанию
Авторизация  
RedAngel

Этикет поведения князя перед боем и в сражении

Рекомендуемые сообщения

ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ КНЯЗЯ ПЕРЕД БОЕМ И В СРАЖЕНИИ

(НА МАТЕРИАЛЕ ВОИНСКИХ ПОВЕСТЕЙ ХV — ХVI ВВ.)

Мелихов Н. В.

 

Жизнь всего средневекового общества и простого народа и в особенности князя и его дружины подчинялась многочисленным ритуалам, законам, правилам. Наиболее явно заданность функций князя и его дружины проявилась в рассказе о сражениях — именно в битвах реализовывалась главная функция князей и воинов — совершение подвигов на благо Отечества. В эпоху раннего средневековья князь не вычленял себя из дружинной Среды, сражался в первых рядах войска (даже если по возрасту он и не был способен сражаться как взрослый воин), считался с мнением дружинников ( как, например, князь Святослав) Позже князь получает большую свободу и обретает относительную независимость, например, он уже не принимает непосредственного участия в сражении, а руководит своими воинами. повседневная жизнь князя, каждый его шаг подчинялись сложному ритуалу, и особенно важными, имеющими символический смысл становились действия князя до, во время и после сражения.

Свой окончательный вид этикет поведения князя во время военных действий приобретает в повестях, написанных в ХV — ХVI вв.: “Сказании о мамаевом побоище” (СМП), “Повести о взятии Царьграда турками” (ПЦ0 “Казанской истории” (КИ), и др. Эти произведения стали эталонными для последующей эпохи вплоть до конца ХVII в., включая и написанную уже при Петре 1 “Скифскую историю” Андрея Лызова (1692).

 

В соответствии с этикетом воинских повестей, обязанности князя и его воинов были надлежащим образом распределены, в прямой зависимости от правильности их исполнения находился исход сражения. Очевидно, именно по этой причине основное внимание в повестях и уделялось рассказу о князе и его действиях Собственно, мирная жизнь князя, его будни практически не интересовали средневековых авторов. Но зато к рассказу о подготовке к битве и самой битве, т.е. событиям, в которых непосредственно реализовывалась главная функция князя и его войска, и уделялось в повестях основное внимание.

 

Набор этикетных ситуаций, с помощью которых ведется рассказ о поведении князя и его войска в той или иной ситуации, оставался устойчивым на протяжении нескольких столетий. приведем конкретный пример “моделирования” образа идеального героя-полководца в соответствии с литературным этикетом на материале ПЦ, написанной в конце ХV — нач.ХVI вв. Эта повесть соединила лучшие черты воинских повествований предшествующей эпохи и надолго стала образцом для подражания: на нее ориентировался автор КИ во второй половине ХVI в., писатели “смутного времени”. В сюжете повести и ее героях автор воплотил и свою историографическую концепцию, сориентированную на Библию и объясняющую причины падения Константинополя гневом Божиим за отступление от православия, и свои взгляды на судьбу человека, также предопределенную Богом.

 

Идея предопределенности хода истории, судьбы государств (в данном случае — Византии), гибели Константинополя и последнего византийского императора стала главной сюжетообразующей идеей произведения еще и потому, что отвечала насущной политической ситуации: именно в конце ХV — начале ХVI вв. в России возникла и постепенно получала распространение как в историко-беллетрестических (ПЦ), так и в политических сочинениях (старец Филофей) идея Москвы — третьего Рима.

 

Образ царя Константина, главного героя повести (до него — Дмитрия Донского в СМП, а впоследствии — Ивана Грозного в КИ), создан по модели образа идеального героя-воина, каким он сформировался в стиле “монументального историзма” ХI — ХIII вв. Он существенно отличается от героев русского богатырского эпоса, скандинавских саг, героев европейских рыцарских романов. сюжетные ситуации, с помощью которых автор ПЦ рассказывает о деятельности в осажденном городе царя Константина, полностью соответствуют уже имеющимся в русской литературе образцам поведения в соответствующих ситуациях Александра Невского, Довмонта, Дмитрия Донского и др. русских князей. Однако при всем сходстве образа царя Константина с его русскими прототипами можно отметить две особенности. одна состоит в том, что на первый план выдвигается эмоциональный пласт поведения героя (что делает его несколько сходным с героями житий или, в более позднее время, трагедий), а не его воинские подвиги. Вторая оригинальная особенность в решении образа царя Константина в сюжете Повести — постепенное увеличение количества эпизодов, описывающих непосредственно участие героя в военных действиях. так, если в рассказе о первых двух штурмах города сообщается о том, что царь вместе с патриархом обходит город, “уряжает” войска и только ободряет воинов, не принимая участия в стычках с врагом, то в рассказе о четвертом штурме “сценарий” его действий усложняется, и вводятся эпизоды, рисующие непосредственное участие царя Константина в самом сражении. Каждый из этих рассказов становится как бы небольшой самостоятельной повестью. При этом подчеркивается тот факт, что именно личное вмешательство царя в сражение и решает судьбу города, сами же эпизоды разворачиваются в небольшие автономные “рассказы”.

 

Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, наиболее важные сюжетные мотивы, которые и создают в совокупности идеализированных образ царя Константина — главного героя-воина повести. практически все ситуации, развернутые в ПЦ, были уже знакомы искушенному читателю и встречались ранее в других воинских повестях о вражеском нашествии и об осаде русских городов. К ним можно отнести следующие мотивы:

 

1. Отправление царем посольства к врагу (султану Магомету) с тем, чтобы заключить с ним мир. В этом эпизоде герою давалась возможность проявить и свои христианские добродетели, и государственную мудрость политика, стремящегося избежать кровопролития. Отметим, что аналогичные по функции, но более многочисленные эпизоды можно найти в более ранних воинских повестях. например, отправляет посольство к хану Мамаю князь Дмитрий Иванович перед Куликовской битвой; многочисленные дипломатические шаги и методы политического и даже силового решения применяют великий князь Иоанн Васильевич и его предшественники перед походом на Казань.

 

2. Посещение героем храма после получения известия о вражеском нашествии и перед выступлением войска в поход. Например, в СМП князь Дмитрий Иванович многократно молится в храмах и получает благословение на свой поход у Сергия Радонежского. Точно также ведет себя царь Константин, многократно посещает храмы Иван Грозный, молится и “велит пети молебная” коллективный герой — казаки перед походом на Азов.

 

3. Объезд войск перед сражением и во время боя и укрепление воинского духа бойцов. Эта ситуация также встречается практически во всех произведениях с воинской тематикой.

 

4. Подсчет убитых воинов, своих и вражеских. Эта формула больше известна как “стояние на костях” и имеется во многих произведениях с воинским сюжетом. Подведение итогов битвы после победы — особенно важный ритуальный момент в княжеском воинском этикете поведения, в ПЦ этими ситуациями завершается рассказ о каждом из штурмов города. Если сражение заканчивалось поражением и главный герой погибал (как, например, в “Повести о разорении Рязани Батыем”), то эта функция возлагалась на другого князя.

 

5. Удержание во время сражения героя-князя или царя от участия его в сражении . Функция этой ситуации — обратить внимание читателя на воинскую доблесть и мужество героя, особенно в том случае, если он на самом деле с врагом не сражался.

 

6. Рассказ о поведении героя в бою, его участие в общем сражении. Формулы, с помощью которых рассказывается о сражении в целом, частично позаимствованы автором ПЦ из “Повести о разорении Рязани Батыем”, СМП. Однако следует особо отметить, что главным источников для рассказа о том, как сражался с турками император Константин, стала “История Иудейской войны” Иосифа Флавия: из нее автором позаимствованы два объемных фрагмента из рассказа о том, как сражался с иудеями император Тит.

 

7. Смерть героя в сражении. Это одна из самых драматичных сцен Повести, но сам рассказ лаконичен и лишен торжественности, в нем отсутствуют обычные для батальных сцен повести пафос и эмоции. Эпизоды, повествующие о последних минутах жизни царя Константина, только фиксируют ритуальные этикетные ситуации: посещение им храма, получение там благословения, прощание с женой, героическая гибель в битве во главе отряда добровольцев.

 

Наблюдения над сюжетными ситуациями воинских повестей, с помощью которых создается образ их главного героя показывают, что авторы этих произведений исходили не только из реальной действительности, но в большинстве случаев ориентировались на литературные традиции, на этикет воинского повествования. Нормы поведения князя (безусловно, отражавшие в какой-то мере реальные факты) всегда приводились в соответствие с религиозно-рыцарскими идеалами, сформулированными в литературных произведениях предшествующего периода.

post-78-1191300753.jpg


Можешь считать себя ирландцем, если ты уверен что День Святого Патрика - ГЛАВНЫЙ праздник в году

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не совсем по теме, но тоже интересно:

Даже в тех случаях, когда, казалось бы, требовалась личная инициатива, рыцарь

должен был сообразовывать свое поведение не со здравым смыслом, а с

требованиями этикета. Например, во время битвы при Креси французские

рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не посмели

первыми обратиться к королю, так как только он обладал таким правом по

отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, начал говорить с

ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право

докладывать королю и не думая о том, что промедление могло губительно

отразиться на ходе битвы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×