Перейти к содержанию
Авторизация  
RedAngel

Варяги

Рекомендуемые сообщения

Речь пойдёт о варягах - военной касте Древней Руси. Варяги на Руси появились задолго до княжения Рюрика. Преимущественно, дружины состояли из балтийских славян: ругенов, бодричей, вагров, ратарей, ререгов.

С последними ререгами или лелегами связаны набег, совместно с пеласгами на Египет, позднее они заселили острова Эгеиды, Фракию, Македонию. Во время Троянской войны они сражались на стороне троянцев. Тотемное животное ререгов - сокол-балобан, что ещё раз подчёркивает происхождение Рюрика из этого племени, носившего подобный символ на своем щите.

В варяжские дружины входили и представители племен древних скандинавов: фризы, белги, даны, квены и пр. Соответственно, принципиальных языковых барьеров в таких отрядах не существовало. Все они починялись жёсткой дисциплине.

Социальный слой подобных дружин был достаточно широк: от аристократов до простых крестьян. Для энергичных предводителей богатая добыча и слава его отряда могли стать фундаментом для образования собственного королевства.

Варягов охотно принимают на службу славянские князья, так как они приходят со своим оружием и уже имеют боевой опыт на суше и море. Они чужды местным обычаям и законам кровной вражды и функционируют в пределах своего договора с хозяином. Хотя бывали моменты, когда варяги действовали, напрочь, забывая свои обязательства, действовали в собственных интересах. Например, пресловутый Свенельд, который находился на службе попеременно у четырех русских князей. Он принимал участие во всех придворных интригах, даже пытался управлять своими хозяевами. Не без его козней погиб Великий князь Киевской Руси Святослав Игоревич, правда, свой век Свенельд закончил в бегах, сгинув в 977 году где-то в печенежских землях.

Поклонялись и приносили жертвы варяги разным богам, но главным заступником и покровителем был для них Перун Сварожич. Бог стихии, грома и молнии, а также воинской доблести.

Опыт морского разбоя пригодился варягам и на речных просторах Древней Руси. Их ладьи различались как размерами, там и вместительностью. От 12 до 30 метров, от 6 до 60 человек в команде. Ладьи оборудовались уключинами, вёслами, шестами. В открытом море варяги поднимали паруса, один или два. Продвигаясь по рекам, часто приходилось преодолевать пороги и другие преграды. Способы были различны, либо тащили за канаты из конопли, либо на руках, либо на деревянных валках. Этот момент был особенно опасен, варяжская дружина могла быть легко перебита внезапно налетевшим отрядом кочевников. В подобной ситуации погиб князь Святослав Игоревич, возвращавшийся в Киев на ладьях.

Эскадра могла состоять от пары десятков до пары тысяч судов, что было обычным явлением для Варяжского моря. Особенно лакомым куском были побережья Западной Европы, феодалы занятые междоусобными войнами мало заботились об охране береговой линии. Варяги, воспользовавшись подобной дырой в обороне, легко захватывала крупные города.

Вооружение варягов было простым и необременительным в походе: деревянные щиты, копья, дротики, топоры или чеканы, боевые ножи, лук со стрелами, длинные узкие обоюдоострые мечи, кольчуги, круглые или конические шлемы с надбровьем или забралом. Рогатые шлемы никогда в бою не применялись, это вещь чисто ритуальная, принадлежность жрецов. Что характерно, некоторые мечи с одинаковой длиной клинка имели рукояти под одну или две руки. Такой факт подчёркивают летописи, варяги, закинув щит за спину, брали меч двумя руками и рубились. Это в свою очередь подтверждает, что уже существовала определённая школа боевого фехтования. Особо ценились булатные мечи, которые менялись на драгоценные металлы по весу. Такие мечи передавались из поколения в поколение и наделялись сверхъестественной силой, что вызвало к жизни культ меча. Поножей или наручей варяги не признавали, порой бились в кожаных панцирях или даже без них.

Сражение могло проходить под рокот бубнов или барабанов, что производило дополнительное воздействие на психику врага, управление в бою и отдача команд осуществлялась с помощью звука боевых рожков и сигнальных стрел.

Основным боевым порядком был клин. При длительном сражении - первые шеренги воинов постоянно сменялись позади идущими, позволяя бойцам восстановить силы и восполнить боевые потери.

Первыми обычно начинали сражение свирепые легковооружённые берсеркеры. По поводу берсеркеров А. Белов утверждал, что они обладали "методом железной рубашки", когда специальная тренировка и умение концентрировать свою энергию помогают избежать ран даже на обнажённом теле. Хотя более простое решение - это применение химических средств, по примеру арабских ассасинов или гашишинов, недаром же существовала легендарная настойка на мухоморах.

Варяги в основном сражались в пешем строю, лишь, попав на службу к русским князьям - появляются конные варяги. Хотя назвать это настоящей кавалерией нельзя, скорее это конная пехота. Верхом они добирались до поля боя, спешивались и начинали сражение. Настоящие конники появляются в дружинах князей на южных рубежах Руси, где техника боя постоянно обогащалась в столкновениях с кочевыми племенами.

Варяги под видом купцов также занимались шпионажем и весьма преуспели в этом предприятии. В те времена купцы тоже совмещали в своем ремесле оба вида деятельности.

К тому времени дружина разделялась на две части: старшая дружина и младшая, своего рода рыцари и оруженосцы. В период больших войн дружины дополнялись "воями" - ополчением, которое и несло основные потери. Само собой варяги занимали самое привилегированное и почётное место. В мирное время обычным для них было непомерное чревоугодие, пьянство и блуд. Что вызывало справедливое возмущение местного населения. Хотя для того, чтобы справиться с захмелевшим варягом требовалось не менее десятка обывателей.

Но если свои дружинники оставались при князе, то варяги, получив богатое вознаграждение, либо возвращались на родину, либо оседали в городах и занимались торговлей. Тут можно вспомнить былинного Садко, который удачно совмещал войну и коммерцию. К XII веку варяги как явление практически исчезают. Крупные военно-политические союзы заменяют разрозненные варяжские дружины.

Варяги как военный орден или каста оказали значительное влияние на судьбы народов Западной Европы, Руси и государств Причерноморья. "Последними пассионариями Севера" назвал их В.Дёмин. Жажда богатства и славы, дух авантюризма двигали этими летучими отрядами, словно внезапно налетевший ветер всколыхнул народы и страны энергией холодного Севера.

 

"И скот падёт, и близкие уйдут. Все люди смертны; но не умрёт доброе имя достойных. И скот падёт, и близкие уйдут, все люди смертны; я знаю, лишь одно бессмертно: слава великих дел".


Можешь считать себя ирландцем, если ты уверен что День Святого Патрика - ГЛАВНЫЙ праздник в году

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Давно хотел узнать: а чем варяги отличались от викингов?


4 8 15 16 23 42

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Manoel

Ну чтоб не в двух словах,вот те по теме

Викинги, Варяги, Русы

 

В VIII веке Восточная Европа, как и другие регионы материка, попала в поле зрения и стала ареной деятельности викингов — членов военно-торговых дружин, образовывавшихся жителями Скандинавии. Они стали оседать в центрах межплеменного и «международного» обмена на Великом Волжском пути из Балтики в Каспий.

В середине IX века викинги были изгнаны, но возникшая между племенами усобица заставила их вождей пригласить на правление ютландского ярла Рёрика (Рюрика), который и явился со своими домочадцами («син хус» — в летописи Синеус) и верным воинством («тру вер» — в летописи Трувор). А еще раньше какие-то ви-кинги-русы захватили власть в Киеве — «столице» полян. Оттуда их вытеснили хазары, но уже через полвека расцветший при них город был захвачен бывшими дружинниками Рюрика Хаскёльдом (Аскольдом) и Тю-ром (Диром), а потом — родичем Рюрика Хельги (Олегом), после которого до XVI века воцарилась династия сына Рюрика — Ингвара (Игоря).

Все эти сложные перипетии оказали влияние на сложение раннего русского комплекса вооружения. Викинги в IX—X веках предпочитали мечи с франкскими — пошедшими с Рейна — клинками, оформленными в Скандинавии. Любили биться также боевыми топорами и копьями с большими, узкими или очень широкими наконечниками. Защитным вооружением служили издавна кольчуга, округлый шлем с полумаской, иногда с глухой бармицей и круглый деревянный щит с железным умбоном. Отличившихся воинов-верингов (варягов) украшали нашейные гривны и браслеты.

Оружие славян в VIII—IX веках состояло, как и раньше, из копий, дротиков, боевых топоров и луков. Прикрывались же они большими овальными щитами. Днепровские русы, особенно жившие в Киеве и Чернигове, много усвоили у степняков юга — мадьяр и хазар. Скандинавские щиты и мечи дополнились степными сфероконическими шлемами, специфическим комплектом для стрельбы из лука, богатыми наборными поясами. В результате симбиоза скандинавской и степной хазаро-мадьярской культур на местной — славянской, а также и финской — основе был создан своеобразный «западно-восточный» комплекс вооружения, богатый и универсальный, не такой тяжелый, как на Востоке, но более разнообразный, чем на Западе, и очень нарядный по оформлению.


Можешь считать себя ирландцем, если ты уверен что День Святого Патрика - ГЛАВНЫЙ праздник в году

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тут на днях достал книжицу: Р.Г.Скрынников, "Русская История IX-XVII вв." Пока только вступление и первые главы глазами пробежал, не вчитывался ни во что. Но я так понял, ничем варяги от викингов, как, в общем-то, и от норманнов и от русов, не отличались, окромя названия. Поправьте, если не прав. (Только начинаю вникать в эту тему, по долгу службы).

RedAngel, скинул бы отсылочки на источники, которые используешь, хотя бы на основные - я б тебе очень благодарен был...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Gvardeec

Вот те раз ссылочка http://www.vikingar.ru/ потом еще скину


Можешь считать себя ирландцем, если ты уверен что День Святого Патрика - ГЛАВНЫЙ праздник в году

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

залезте на сайт гардарики http://asgard.tgorod.ru/ и в тожефорум http://tgorod.go.ru/ в раздел раннее средневековье.


Длинный разговор – еще не свидетельство ума.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Еще по теме

 

Александр Белов - Варяги-Русь

Вот уже два столетия как в отечественной историографии не прекращается полемика вокруг так называемого "варяжского вопроса". Самим его появлением мы обязаны немецкой научной школе, навязавшей славянам теорию скандинавского происхождения варягов. Эту сомнительную теорию, кое-как подкрепленную документальными свидетельствами действительного присутствия скандинавов на Руси, по сей день широко использует значительная часть нашей пишущей братии. Поэтому нелишне разобраться в причинах распространения мифа и сделать достоянием современников многие очевидные факты.

 

Поводом для изначального заблуждения послужила давнишняя привычка славян называть всех пришельцев из Балтики варягами. Примерно так, как русские некогда называли большинство германцев немцами, или как сегодня мы называем кавказцами в равной степени грузин, армян, азербайджанцев, чеченцев. Племена южной и северной Балтики, действительно, отличались по своей внешности и другим качествам от восточных славян, хотя в целом южная Балтика была славянской, а северная — германо-скандинавской (если не считать шведскую "хорось"). Эта разница и стала причиной того, что восточные славяне называли все морские дружины Балтики общим понятием варяги.

 

Нашу критику мифа о варягах-шведах мы начнем с главного инструмента подчинения народа, с идеологии. Для того чтобы преодолеть антагонизм "свои-чужие", пришельцам было необходимо адаптировать местное население под свое мировоззрение. Вспомните пример тевтонской экспансии и ее провал на Чудском озере. Тевтонцы несли на Русь католицизм. Что же должны были принести шведы? Культы Одина, Тора, Бальдра, Локки?.. Но разве источники не указывают прямо на символ поклонения тех, подлинных варягов? "И кляшися оружием своим, и Перуном, богом своим..." (Радзивиловская летопись о походе Олега с варяжской дружиной на Царьград в 907 г.) Спрашивается, как это шведы могли поклоняться Перуну, "богу своему", если скандинавам не известно было даже его имя. Зато славянам Перун был хорошо знаком еще со времен антов.

 

Известно, что варяжская общность прочно обосновалась на Руси. Но тогда тем более не понятно, почему после четырехсотлетнего присутствия "варягов"-шведов остался лишь один могильный памятник. "Вскрыт единственный на Руси чисто скандинавский могильник в урочище Плакун...", — сообщают современные археологи. (И.В.Дубов. Новые источники по истории Древней Руси. Л., изд. Ленинградского университета, 1990, с.4.) Подлинные исторические варяги обосновались не по ту, а по эту сторону Балтийского моря, то есть по южному его побережью. Они были известны еще Публию Корнелию Тациту, римскому историку первого века нашей эры. Причем, на карте Европы тех времен Тацит дважды помещает варягов: в нижнем течении Эльбы по юго-западной оконечности Балтийского моря, и значительно южнее, в верховьях Вислы. Уже значительно позже варяги и смешанные с ними родственные племена ободритов являлись последним рубежом славянского мира на Западе. Их этническую самостоятельность активно поглощали как англы и тюринги с запада, так и славяне с востока.

 

И все же у нас есть все основания считать, что балтийские варяги были родственны именно славянам. Об этом говорит датский миссионер XII века Гель-мольд. Приведу его высказывания из книги А.Гиль-фердинга "История балтийских славян", а также красноречивые выводы самого автора исследования, немца по происхождению, но отнюдь не славянолюба по духу.

 

"Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом — морские разбои”. (А.Гильфердинг. История балтийских славян. М., 1855г., т.1).

 

"Дания, — продолжает автор, — состоя по большей части из островов и окруженная водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам. Выходя тайком из засады, они наносят ей внезапные удары,.. пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам и наездам, надеясь на свои корабли как на единственное средство к обогащению. На нападения датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться" (там же).

 

Весьма красноречивое свидетельство, не правда ли? О происхождении варягов говорится вполне однозначно. Ни один из современников не отождествлял варягов ни с немцами, ни с датчанами, ни со скандинавами. Адам Бременский свидетельствует: "Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные — вагры..." (Деяния священников Гамбургской епархии под 1075 годом), а сага о Вига-Стире дополняет эти сведения важной деталью: об особом обычае "вэрингов и норманов, что день они проводят в играх и борьбе". Даже русские летописи, не различавшие принципиальной разницы между теми и этими выходцами с Балтики, описывая эпизод призвания варягов, четко разделяют их и шведов: "И пошли за море к варягам-Руси, поскольку те звались варяги-Русь, как иные называются шведами, иные урманы (норманы, мурманы), англы, а другие — готы". (Радзивиловская летопись. Л., Наука, 1989, с.16.) Таковы документальные свидетельства.

 

Русские летописи непременно соединяют Русь и варягов в одно целое. Это дало основание норманистам вообразить в качестве варягов шведов, поскольку у них на территориях, примыкающих к Дании, расселялось русское племя хоросъ. Однако и этот аргумент не выдерживает критики. Дело в том, что исторические варяги-ободриты территориально сплелись с самым боевым и доблестным русским племенем — руинами. Более того, Ругия или Руяния и ее центр Аркона считались мистическим центром Руси, истоком славянского мира. Не случайно языческие сказители помещают именно на острове Руяне (Буяне) мировое древо, над кроной которого простирается Ирий, воинский Рай русов.

 

Когда-то русские племена соседствовали с варягами не только с востока, но и с запада. Вся территория Датских островов была подчинена герулам. А герулов русами считал еще их современник, готский хронист Иордан. Строптивые герулы сперва были потеснены Германарихом, победившим восточных русов, а затем и вовсе рассеяны Карлом Великим.

 

Варяги, со всех сторон зажатые Русью, способствовали формированию ее мощной культуры. В процессе европейского этногенеза Русь вживается в варягов также точно, как и в остальную массу славян.

 

Изучение "варяжского" вопроса, как правило, начинают с анализа источников и этим же заканчивают. До сих пор, почему-то никто не обращал внимания на логику, предшествующую факту призвания варягов новгородцами. А напрасно, ибо именно логика дает обоснование любому действию. Вчитаемся в летописную строку: "...люди новгородские от рода варяжского прежде были" (Радзивиловская летопись, там же). Этим, фактически, сказано все. Варяги-ободриты и Русь балтийская имели прочную княжескую власть, тогда как иные славянские народы пребывали еще в народоправии. Между варяжским Старгородом (Альтландом — нем.) и славянским Новгородом существовало единое этническое пространство. Не случайно летопись подчеркивает, что от тех варягов "прозвася Новгород". Еще не существовало польского государства, разделившего позднее это пространство и противопоставившего себя ему. Таким образом, новгородцы не только никогда не происходили от шведов, но и не имели ни малейшего основания приглашать на княжение именно их. Особенно, если учесть, что у шведов не было опыта государственных образований и генеалогию их королей исследователи, в частности И.Хюбнер, начинают только с середины XII столетия. Куда логичнее здесь были бы норвежцы, опередившие шведов на триста лет.

 

А что об этом вопросе думают сами шведы? Нас интересует, разумеется, мнение современников тех событий. "У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом... Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море... Тогда им (словенам — прим. А.Б.) пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде (на острове Готланде — прим. А.Б.) воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком... Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: "Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга". (Сага о конунге Рорике и его потомках (в пересказе Д.М.Михайловича). М., РАЕН, 1995, с. 12-13).

 

В данном отрывке указывается на то, что Рюрик происходит от "конунгов Восточного пути", то есть славян, и то, что он вместе с новгородцами противостоит шведскому конунгу. Удивительно здесь то, что новгородцы обязуются помочь Рюрику занять принадлежащий ему по праву Старградский (Альдейгьюборг) престол. Достоверно известно, что после гибели своего отца Готлейба (по другой версии — Годлава) в 808 году, плененного датским королем Готфридом, малолетний Рюрик не только не мог претендовать на Старградский престол, но и должен был скрываться со своими братьями, чтобы сохранить себе жизнь.

 

"Для меня, — пишет по данному поводу Б. Лисин, — особенно важной была книга о генеалогии меклен-бургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя венедов, графа Шверина, и дочери русского царя Ивана Алексеевича - Екатерины. Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей венедов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба, погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешел к братьям Годлайба, Трасику и Славомиру — дядям малолетних братьев, а затем к преемникам Славомира — Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава (Готлайба) Белингуса — Мечиславу III. Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастья за морем" (Бронислав Лисин, "Литературная Россия", ст. "Откуда родом Рюрик", 5 февраля 1988 г.).

 

Упомянутая же нами сага свидетельствует о том, что не только варяги имели влияние на Хольмград-Новгород, но и новгородцы могли пообещать варяжскому княжичу вернуть себе отцовский престол в Старграде.

 

Постоянные войны с датчанами и шведами в конечном счете сделали Альтландскую землю уязвимой. В IX веке пал стольный град ободритов Рарог. На его месте довольно скоро возводится новая столица Вагрии — Микельбор, по-немецки -— Мекленбург. Именно Микельбору было суждено снаряжать корабли варягов для походов в Восточную Русь, чтобы там с помощью варяжского меча в междоусобицах утверждалась русская княжеская власть. Однако не стоит думать, что восточные славяне кроме варяжских кораблей не видели никаких других. Еще при Владимире приходили на Русь норманны, сопровождавшие его друга и советника, норвежского конунга Трюгвассона, кстати, подсказавшего Владимиру политическую идею христианизации подвластной территории.

 

Шведы бывали на Руси и при Ярославе, но факты свидетельствующие об этом, оказываются недостаточными для принятия гипотезы норманистов. "Когда мы говорим о летописном пути из "варяг в греки", — пишет профессор, доктор наук В.В.Мавродин, — нам обычно представляется путь, соединяющий Скандинавию и Византию, идущий транзитом через Русь. Такое представление традиционно, но неверно. Ни византийские источники, ни скандинавские саги ничего не говорят о постоянной и регулярной торговле норманнов в Царьграде. Византия не знала "норманнских" товаров, как Скандинавия почти не знала византийских. На Готланде, который вел обширную торговлю, найдено около 67 тысяч арабских, английских, германских, польских и прочих монет VIII-Х веков, и среди них только 180 византийских, те есть около 0,25%! В роли купцов в Константинополе скандинавы никогда не выступали" (В.В.Мавродин. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., изд-во МГУ, 1977, с.47.) Это авторитетное свидетельство очередной раз доказывает, что путь "из варяг в греки" был преимущественно славянорусским.

 

Еще можно добавить несколько аргументов в пользу славянского происхождения легендарных князей Рюриковичей, которых некоторые известные ученые по недоразумению считают скандинавскими. Так, один из современных авторов разглядел в именах Синеус и Трувор шведские значения "свой род" и "верная дружина", хотя это противоречит даже трудам свидетелей событий, Иордана, Саксона Грамматика и других, причисляющих варягов к славянам. Вместе с тем известно, что в древнепольском наречии, использующем венедские диалекты, Синеус означал просто-напросто "безусый", а имя Трувор образовано от существительного "тривер". Уместно было бы напомнить также, что братья-варяги по своей религиозной ориентации были триверами, о чем свидетельствует их родовой герб-символ-трезубец. А Триглав, как мы знаем из любого мифологического словаря, это "триглавое божество в мифологии балтийских славян".

 

В заключение приведем поучительную историю из жизни генерала Ланюсса. Когда молодой генерал Ланюсс, оказавшийся под пулями австрийцев, в отчаянии приник к земле, вдруг что-то подтолкнуло его к удивительному повороту событий. Ланюсс сорвал с головы свою треуголку, поддел ее шпагой, поднял над собой и пошел в атаку — на редуты врага. Австрийцы прекратили стрельбу. Они были заворожены видом генерала, несущего над своей головой, словно знамя, пронзенную шпагой шляпу.

 

Чудодейственная шляпа Ланюсса напоминает нам чахлые догмы чужеродных кривотолков русской истории. Мы оказались заворожены ими вопреки фактам, вопреки логике, вопреки естественному желанию разобраться с историей своего происхождения и подлинной сущностью нашего предназначения.


Можешь считать себя ирландцем, если ты уверен что День Святого Патрика - ГЛАВНЫЙ праздник в году

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
залезте на сайт гардарики http://asgard.tgorod.ru/ и в тожефорум http://tgorod.go.ru/ в раздел раннее средневековье.

Вот сейчас лазаю там как раз, ищу материал по нужной теме...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Первыми обычно начинали сражение свирепые легковооружённые берсеркеры. По поводу берсеркеров А. Белов утверждал, что они обладали "методом железной рубашки", когда специальная тренировка и умение концентрировать свою энергию помогают избежать ран даже на обнажённом теле. Хотя более простое решение - это применение химических средств, по примеру арабских ассасинов или гашишинов, недаром же существовала легендарная настойка на мухоморах.

Берсерки оказывали страшное психологическое давление на вражеских воинов. Смыслом поведения берсерка в бою было нанесение максимального ущерба врагу, как можно больше забрать с собой на тот свет.... О защите просто не было и речи. Поэтому их и боялись.


Я обращаюсь на Ты к равному (пусть и незнакомому) и на Вы к признанному авторитету. А обращение "вы" использую только при желании жестоко оскорбить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×