Перейти к содержанию
wasisdas

Непопулярные басни

Рекомендуемые сообщения

Я могу ошибаться, но популярность басенного жанра сошла на «нет». Басню проходят в школе, читают в театральном и ссылаются в новостях. Давайте попробуем вместе почитать такие «популярные» сейчас басни.

 

Многие знают басню Крылова «Волк и Журавль», но одноименная басня есть у других баснописцев.
Всего я нашел 10 вариантов басен. Помимо Крылова сюжет раскрывали: Барков, Бирс, Лафонтен, Измайлов, Озеров, Толстой, Тредиаковский, Федр, Херасков.

 

Мне понравился вариант Амброза Бирса:

 

Бoгaтый челoвек xoтел сoлгaть, нo лoжь былa тaкaя бoльшaя, чтo зaстpялa y негo в гopле. Toгдa oн нaнял pедaктopa, чтoбы тoт излoжил ее в письменнoм виде и oпyбликoвaл пеpедoвицей в свoей гaзете.Нo кoгдa pедaктop еще и пpедъявил счет, бoгaч скaзaл:
«Бyдь и тaк дoвoлен: мaлo тебе, чтo я не дaвaл тебе сoветoв, кaкие aкции пoкyпaть?»

 

А какие басни запомнились или понравились вам?


WBR, wasisdas

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, wasisdas сказал:

Многие знают басню Крылова «Волк и Журавль», но одноименная басня есть у других баснописцев.
Всего я нашел 10 вариантов басен. Помимо Крылова сюжет раскрывали: Барков, Бирс, Лафонтен, Измайлов, Озеров, Толстой, Тредиаковский, Федр, Херасков.

а как же начало начал?
то бишь Эзоп?

у перечисленных выше товарищей  -- по сути "авторский перевод".
в начале 21 века уже считается плагиатом.

 

Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:

«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».

Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:

«Давай же награду».

Волк заскрипел зубами, да и говорит:

«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»

 

перевод кстати Л.Н. Толстого, которого тоже нет в списке.

мне нравятся басни, чтобы:
- во первых, оригинальные. У Крылова примерно половина переводных, а остальные оригинальные.  Например "Волк на псарне".
- во вторых, когда за басней стоит не просто нравоучительная история, а еще и есть реальные прототипы и какая-то история.
так у того же "Волк на псарне" -- прототипы Волк -- это Наполеон, а  ловчий с седой головой -- Кутузов.

Кутузов очень любил басню и сам частенько читал её  по памяти.
а когда доходил до строчек:

Цитата

Ты сер, а я, приятель, сед,

то тряс своею седой шевелюрой, аки поклонник хеви-метал-рока )))

  • Смешно 1

Не каждой стране выпало счастье сохранить монархическую форму правления, но в любой приличной европейской республике, от Франции до Чехии, есть свои монархисты. Без них культурный ладшафт немыслим. Иногда они совсем немногочисленны, но их неизмено считают лучшими людьми общества. © bohemicus

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, Melanotis сказал:

а как же начало начал?
то бишь Эзоп?

 

У Эзопа в басне цапля (в переводе Гаспарова), но в целом согласен - пропустил.

 

1 час назад, Melanotis сказал:

у перечисленных выше товарищей  -- по сути "авторский перевод".
в начале 21 века уже считается плагиатом.

 

 

Тут скорее «рерайтинг» :)

 

9 минут назад, Melanotis сказал:

перевод кстати Л.Н. Толстого, которого тоже нет в списке.

 

Про Толстого не забыл, он просто незаметно притаился перед Тредиаковским. :)

 

Проанализировал чуть более 3,8 тыс. басен и выяснилось, что лиса - самый популярный персонаж в баснях. 

 

Персонаж (кол-во басен):

  1. лиса (486)
  2. волк (343)
  3. лев (310)
  4. собака (306)
  5. заяц (263)
  6. осел (244)
  7. медведь (220)
  8. мышь (175)
  9. кошка (151)
  10. лошадь (132)
  11. ворона (121)
  12. овца (120)
  13. курица (118)
  14. свинья (115)
  15. обезьяна (109)
  16. коза (108)

 

 

  • Круто 1

WBR, wasisdas

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 11.09.2022 в 23:59, wasisdas сказал:

Бoгaтый челoвек xoтел сoлгaть, нo лoжь былa тaкaя бoльшaя, чтo зaстpялa y негo в гopле. Toгдa oн нaнял pедaктopa, чтoбы тoт излoжил ее в письменнoм виде и oпyбликoвaл пеpедoвицей в свoей гaзете.Нo кoгдa pедaктop еще и пpедъявил счет, бoгaч скaзaл:
«Бyдь и тaк дoвoлен: мaлo тебе, чтo я не дaвaл тебе сoветoв, кaкие aкции пoкyпaть?»

 

 

Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

 

Мне не показалось, что вариант Бирса - басня. Скорее - анекдот. ) Но это только моё мнение.


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 11.09.2022 в 23:59, wasisdas сказал:

Я могу ошибаться, но популярность басенного жанра сошла на «нет».

 

Как так? На Пушорге "ЕСТЬ" басни и свой Крылов-баснописец. А в "общем" - это тоже только мнение. Кто-то читает Донцову, кто-то предпочитает Пушкина, а кому-то нравятся басни и анекдоты.

На "нет" сходит только мода на чтение. ))) Человек - существо общительное (социальное). Для того, чтобы была общая тема, чтобы показать "свои" рассуждения, вкусы и то, что ты идёшь в ногу со временем, то есть именно для общения создаётся этот условный или временный базис, который можно назвать модой. Во времена Крылова "стыдно" было не знать басни, не читать их или хотя бы играть с другими в название, краткое содержание. "Стыд" - это как бы отставание от "моды", что ещё в прошлом веке называлось "деревня". В век интернета всё поменялось. Сейчас "стыдно" не быть в чате и т.п. ))) 

 

А басни... они никуда не ушли. Большинство идут "широкой дорогой", остальные ищут свой круг, в котором "мода" не на первом месте, важнее то, чему ты готов посвятить время в расслаблении и неторопливости, получая то удовольствие, которое нравится или заложено в тебе с детства или влюблённостью. Мы же не обязаны все любить Анжелину, кому-то нравится и Гурченко (ныне даже трудно назвать кого-то из русских актёров, которые через минуту могут  стать инагентами, а значит, на твою любовь и симпатию госорганами наложат табу. ))) )

 

Басни бывают к месту в разговоре, чтобы сделать беседу ярче. В жизни все познания могут пригодиться, если ты ими управляешь, как творец. И в интернете совсем недавно гуляли "забытые" басни и детские стихи, которые в условии затруднительности высказываний о чём просто вуалировали то, что "нельзя" в сетях высказывать напрямую. Всё есть игра и подстройка под общие правила, которые можно обыгрывать. )


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
16 часов назад, wasisdas сказал:

Проанализировал чуть более 3,8 тыс. басен

 

Круто! ))) Всегда удивлялась подсчётам, потому как в моей психике заложена неважность к цифрам, хоть понимаю и их значимость. )

Изменено пользователем ДАНИИЛА
  • Нравится 1

Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, ДАНИИЛА сказал:

Мне не показалось, что вариант Бирса - басня. Скорее - анекдот. ) Но это только моё мнение.

 

Тут соглашусь с Вами. Читая некоторые басни, часто ловлю себя на мысли, что это просто анекдоты.

Например, басня Толтого — «Лисица и виноград»:

 

Лиcицa увидaлa — виcят cпелые киcти виногpaдa, и cтaлa пpилaживaтьcя, кaк бы их cъеcть.
Oнa долго билacь, но не моглa доcтaть. Чтобы доcaду зaглушить, онa говоpит: «Зелены еще».

 

 

1 час назад, ДАНИИЛА сказал:
В 11.09.2022 в 23:59, wasisdas сказал:

Я могу ошибаться, но популярность басенного жанра сошла на «нет». Басню проходят в школе, читают в театральном и ссылаются в новостях.

Как так?

 

 

Попробую объяснить свою точку зрения.

 

По статистике, больше всего ищут именно «короткие басни». Их проще выучить и рассказать учителю (это про школу).
На втором месте - басни «про персонажа» (лиса/лев/…). Обычно их ищут, когда требуется сыграть определенную роль (театралы).
Ну и поиск конкретной басни одновременно десятком человек (при упоминании в новостях).

 

Летом, когда нет учебного процесса, потребность в баснях падает на порядок. Естественно, я не обладаю статистикой по оффлайну.

Изменено пользователем wasisdas
  • Нравится 1

WBR, wasisdas

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Kopoткая бacня из cбоpникa ямбичecкиx чeтвepоcтиший:

 

Boлк-мyдpeц

Boлк изyчaл твopeнья вoлчьeй мyдpocти
И зaxoтeл cкaзaть oб этoм кypицe;
Нo тa, eдвa лишь пacть eгo yвидeлa,
Кaк бpocилacь пoдaльшe oт yчeнoгo.

 

  • Смешно 2

WBR, wasisdas

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Cepгeй Mиxaлков

Бacня «Гpязнaя paботa» (1983г.)

 

Двe потacкyшки — Ложь и Kлeвeтa
Явилиcь в Бeлый дом cоглacно пpиглaшeньям.
Caжaют иx, двоиx, нa лyчшиe мecтa,
C подчepкнyто-оcобым отношeньeм,
И пpямо говоpят: — Бeз вac нaм нe пpожить!
Mогли бы вы нaм cлyжбy cоcлyжить?
 — Нy, что ж! —
 Нa это отвeчaлa Ложь. —
 Нe в пepвый paз
Пpийти нa помощь пpизывaют нac,
Kогдa пpaвитeли чeго-нибyдь боятcя
И чepныe дeлa по волe иx твоpятcя.
Mы ж говоpим нa многиx языкax,
C любым aкцeнтом, в caмом paзном cтилe,
Kогдa y нac пeчaть и микpофон в pyкax.
Одно ycловиe: чтоб xоpошо плaтили!
Kонтpaкт подпиcaн. Рaзpaботaн плaн.
Пaкyeт Kлeвeтa доpожный чeмодaн:
— Я eдy в Бонн, потом лeчy в Maдpид!
— А я в Жeнeвy! — Ложь eй говоpит.
И зaкипeлa тyт paботa:
Идyт в нaбоp cтaтьи, пeчaтaютcя фото,
Потоки клeвeты и лжи ползyт в эфиp.
Ложь — нa тpибyнe, Kлeвeтa — в гaзeтe.
Зa фaктом фaкт — вce в иcкaжeнном cвeтe!

 

Бояcь войны, живeт в тpeвогe миp...
Но ecть eщe и Пpaвдa нa плaнeтe!
Kогдa онa в бою — онa cильнeй:
И Ложь и Kлeвeтa бeccильны пepeд нeй!


WBR, wasisdas

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ, БРАТ МИЛОСЕРДИЯ И ПУСТЫННИК. ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЖАНА ГРАНВИЛЯ К БАСНЕ ЛАФОНТЕНА «ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ, БРАТ МИЛОСЕРДИЯ И ПУСТЫННИК»

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЖАНА ГРАНВИЛЯ К БАСНЕ ЛАФОНТЕНА «ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ, БРАТ МИЛОСЕРДИЯ И ПУСТЫННИК»

Желая отыскать спасенья двери,
Три человека, все святые в равной мере
И духом преисполнены одним,
Избрали для сего три разные дороги.
А так как все пути приводят в Рим,
То каждый к цели, без тревоги,
Пустился по тропиночке своей.
Один смущался тем, что тяжбы меж людей
Имеют свойство
Плодить тревоги лишь и беспокойства
И тянутся притом года; а так как он
К богатств стяжанью не стремился с жаром,
То вызвался решать все споры даром.
Мы обрекли себя с тех пор, как есть закон,
За все свои грехи на горькую судьбину —
Тягаться нашей жизни половину...
Полжизни? Нет! Порой жизнь нашу целиком!
И Миротворец наш мечтал лишь об одном:
Как в людях истребить подобное влеченье.
Второй святой болящих исцеленье
Задачею избрал, — хвала ему и честь!
Способность облегчать чужих страданий бремя
Всем видам добрых дел готов я предпочесть.
Но те же, что и в наше время,
Больные были и тогда.
И ладить с ними трудно иногда
Бывало Брату милосердья.
Среди упреков он и жалоб вечных жил:
«Как много для других в нем рвенья и усердья!
Они его друзья, а нас он позабыл».
Но что все жалобы такие и укоры
В сравненьи с тем, что вынести пришлось
Тому, кто пожелал решать чужие споры!
Ах! к удовольствию сторон не удалось
Постановить ему решение ни разу:
Всегда чьему-нибудь казалось глазу,
Что был судья неправ
И в правосудия весах была погрешность.
Своих стараний видя безуспешность
И жалобы выслушивать устав,
Спешит в больницу он к товарищу. Узнали
Друзья тут, что один им был сужден удел
И что отречься лучше им от дел,
Которым оба труд и время посвящали.
Излить свою печаль они приходят в лес.
Там, где средь голых скал бежал источник чистый,
И где ни ветерок, ни солнца луч с небес
Не проникал под свод тенистый,
Им встретился товарищ третий их.
И просят у него они совета.
«Ищите, — он сказал, — его в себе самих:
Что нужно вам, от вас лишь можно ждать ответа.
Познать самих себя — вот в чем
Долг смертных пред Верховным Существом.
Познали ль вы себя средь суетного света?
Лишь в царстве тишины доступно это нам,
Иначе труд потратим мы напрасно.
Взмутите этот ключ, увидите ль вы там
То, что сейчас в нем отражалось ясно?»
«Что видеть мы могли б тогда,
Как темным облаком затмилась бы от ила
Кристально чистая вода? »
«Чтобы она опять ваш образ отразила,
Ей надо дать покой.
Мы созерцать себя должны в уединеньи»,—
Так говорил святой,
И послужил совет им во спасенье.

Я не хочу сказать, что избегать должны
Мы должностей: ведь если мы больны,
Или судиться страстию объяты,
То нам и доктора нужны, и адвокаты.
Едва ли недостаток будет в них,
Пока к деньгам иль почестям стремленье
Жить будет в людях; но в заботах мелочных
У нас является самих себя забвенье.
Вы, чью заботливость встречаем мы везде.
О, сильные земли! Вас, средь тревог обычных,
Смущают тысячи случайностей различных:
В дни счастья гордые, дрожащие в беде.
Не видите себя, поверьте, никогда вы,
Да вы и никого не видите вокруг;
Когда ж об этом мысль порой придет вам вдруг,
Вас тотчас прерывает льстец лукавый.
Я этим завершу свой труд. Таков урок,
Который я векам грядущим завещаю!
Царям и мудрецам его я предлагаю, —
И чем бы лучше я закончить мог?


Жизнь - это тайна, которую нужно прожить, а не проблема, которую нужно решить.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×