Перейти к содержанию
Авторизация  
Е в г е н и й

Беседы на Послания апостола Павла

Рекомендуемые сообщения

https://azbyka.ru/audio/besedy-na-poslanija-apostola-pavla.html

Эти беседы, полагаю, будут интересны даже неправославным.

Предметные доброжелательные дискуссии по услышанному/прочитанному тоже, надеюсь, будут нелишними.

 

Беседа 1. Введение

Библеистика - наука изучающая Священное Писание (СП).

Фрагменты текста на папирусе сохранились лишь с первой половины второго века, а греческие тексты  дошли с 4 и более поздних веков.

Текстология - первая ступень изучения Библии, это наука изучает текст(около 200 лет назад начато). В результате получили критический текст СП - гипотетический оригинальный текст.

2-ая ступень - исагогика , введение в СП.Кто, когда, где и почему написал определённую книгу СП.

3-ая ступень экзегетика, объяснение, комментарий, точное прочтение текста. Исследует буквальный смысл, который пытался автор вложить в текст.

Герменевтика - перевод на язык другой культуры,  общения, истолкование (буквальное; иносказательное, т.е. аллегорическое)- 4-ая ступень.

Беседа 2. Проблемы перевода

Первое послание фессалоникийцам апостола Павла - старейший текст, вошедший в канон Нового Завета (НЗ).

Перевод на церковнославянский (ЦС) язык с греческого(койне - диалект греческого разговорного языка, на котором написан НЗ) - подстрочник(калька), т. е. в основном переложение с исходного языка слово за словом. Калька следует законам чуждого языка и бывает трудной для понимания, но точно передаёт слово за словом.

Эпистолярный стиль - стиль написания писем (от кого, кому, приветствие: радоваться!- на греческом, или сальве! будь спасён! - на латинском; молитва об адресате: евхаристия - благодарение, или евлогия - благословение; основная часть; концовка послания: приветствия, заключительное благословение, указания, будь здоров! - вале, подпись) .

Беседа 3. Первое послание к Фессалоникийцам. История создания

Фессалоники - столица Македонии (римской провинции  на севере Пелопонесского полуострова). Коринф - столица Ахайи (римской провинции на юге этого полуострова). Павел посетил Фессалоники во время своего второго миссионерского путешествия (49-52г.). За 2-3 мес. он организовал там христианскую общину. Ему пришлось спасаться от туда бегством. Находясь уже в Коринфе, он пишет это письмо.

Благодать - дар Божий даваемый Святым Духом верующим для спасения.

Беседа 4. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 1, стихи 2 — 5

 

"непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим" вера, любовь, упование(надежда) - дары Божьи. То, что любовь здесь стоит между верой и упованием - риторический приём в древности, когда самое важное/почётное ставится по центру. А дело, труд, терпение - ответ самого человека на эти дары.
Необходимо знать об изменении значений в современности некоторых слов из переводов СП.
Вера - полное доверие, послушание воле Божьей, спасительному Слову Божьему, Евангелию(Благовестию), а не некоторая интеллектуальная, или сердечная убеждённость, как ныне( веришь в Бога?,т.е. разделяешь мнение о Его существовании). В древности в существовании богов не сомневались. Вера - дар Божий, т.е. уговорить себя верить - невозможно, это - сверхъестественный дар.
Дело - благовествование, т.е. распространение Евангелия, евангелизация. Ответ человека на дар Божий веру. Делатель - также часто имеет в НЗ миссионерское значение. "жатвы много, а делателей мало"
Любовь - в русском языке означает чувства разного характера (чувственная любовь - эрос, родительская - сторги, дружба до самопожертвования - филия, христианская любовь - агапи). Агапи - сверхъестественное чувство(как любовь к врагам из Нагорной проповеди; видеть в каждом образ Божий).
Труд любви - здесь заключается в определённых действиях: материальной поддержке друг-друга, нуждающимся христианам других церквей(особенно Иерусалимской, подвергнувшейся тогда наибольшим гонениям), что требует жертвенности.
Упование(надежда) - абсолютно уверенное ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, а не желание того в чём нет абсолютной уверенности.
Терпение - мужество и стойкость в условиях гонений, а не пассивное ожидание.
Избрание - усыновление Богом по благодати возможно для любого верующего(не из лекции).

 

Изменено пользователем Е в г е н и й
  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О браке  1-е послание Апостола Павла к Коринфянам 7 глава


Любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго,
якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго,
якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует,
и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует;
и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.

---------------------------------------------------------------------------------------------

обидели Модераторы? Расскажи об этом в Клубе - "Клуб за БАНей"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а вот это Послание к Галатам святого апостола Павла 1 глава напрямую связано с нынешнем положением в Православной Церкви


Любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго,
якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго,
якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует,
и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует;
и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.

---------------------------------------------------------------------------------------------

обидели Модераторы? Расскажи об этом в Клубе - "Клуб за БАНей"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Беседа 5. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 1, стих 6 — глава 2, стих 12

 

Подражательство - учительско-педагогический термин в древности, и означает процеcc достижения учеником образовательно-нравственного уровня учителя. Патриархальные устои в обществе распространяли свое действие и на отношения между учеником и учителем. Считалось, что ученик не может превзойти мастерства учителя, а поэтому достижения ученика приписывались учителю. Так уже через многие века после Гиппократа многие врачи древности считали его своим учителем и собственные медицинские исследования подписывали его именем."И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго" - подражательство в несении своего креста в муках и скорбях с радостью Духа Святого. Жизненный крест должен восприниматься как малое подобие скорбей, тягот, лишений Иисуса Христа.
Скорбь- гнёт, внешнее давление, притеснение, а не некое душевное смятение, уныние, внутреннее недомогание.
Радость Духа Святого - внутренний подъём, который даруется христианам Богом.
Место - собрание верующих. "и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога" На греческом и ЦС не "слава о вере", а сама вера изошла от них, т.е. Евангелие, содержащее веру в Бога, а не слава фессалоникийцев.
Рассказывать - возвещать, проповедовать.
Вход - посещение с благовестием, т.е. проповедованием Евангелия.
Истина - то что есть на самом деле (по объяснению Павла Флоренского).
Небо - духовный, Божественный, невидимая часть созданного Богом мира.
Гнев - антропоморфизм(описание Бога человеческими проявлениями, свойствами) и означает суд, осуждение, погибель. От чего спасает воскресение Иисуса Христа, если мы соединимся с Ним и в нашей жизни, и в нашей смерти, и в нашем воскресении.
Дерзание - открытая смелая речь. Антоним - дерзость.
Подвиг - борьба, напряжение, большое сопротивление.
Нечистота - языческий образ жизни. Антоним - чистота, святость.
Ласкательство - лесть, заискивание, угодничество, подхалимство.
Корысть - тайная алчность, жадность.
Быть в тягость ("въ тяготе быти") - Апостолы могли питаться от своего благовествования, обременять материально тех кому проповедовали, но Павел занимался ремеслом и содержал себя сам.

 

Беседа 6. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 2, стих 13 — глава 4, стих 12

 

Освящение - принятие христиан в общение с Триединым Богом через Его воплотившуюся ипостась. Это и спасительное действие Божие и задача для христиан.
Духовный блуд - идолослужение.
Стяжевати - брать, получать. "свой сосyдъ стяжевaти во святыне и чести". сосудом в СП часто называется женщина.
Лихоимствовать - обкрадывать.
Братолюбие (филадельфия) - помощь нуждающимся братьям, выражающаяся в частности и материальных пожертвованиях для них.

 

Беседа 7. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 4, стихи 13 — 18

 

" мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших" не опередим
"яко Сам Господь въ повелении, во гласе архангелове и трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее" По повелению Бога Отца, Который и сотворил наш мир словом, и закончит его существование.
Восхищение - обожение христиан, обретение в том числе и бессмертия.
Облако - как зримый образ присутствия Божьего, Его силы и славы.
Воздух - то, что находится между духовным и материальным частями мира.
Сретенье - перевод греческого слова означающего: как горожане выходят с белым флагом и ключом на встречу осаждающему войску, передают подношения и саму власть главе войска, и затем уже все вместе вновь идут в поверженный город. Так и христиане, с преображёнными телами, встретят Господа в воздухе, о пойдут с Ним на уже преображённую, новую землю.

 

Беседа 8. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 5.

 

"мир и безопасность" - один из основных лозунгов Римской империи. А первым миротворцем до неё был Александр Македонский.
бодрствовать и трезвиться - в духовном понимании: постоянное ожидание Господа; трезвое ожидание - хранение своего ума и сердца в ясности.
почитать их - оказывать материальную помощь.
бесчинные - бездельники, которые забросили заботу о близких и ожидали скорого пришествия Господа.
малодушные - трусливые, боящиеся преследований.
слабые - неукоренившиеся в вере, суеверных, обрядоверных.
пророчество - передача человеком слов от Бога."Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь" испытывать пророчества, а от Бога ли они.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Беседа 9. Второе послание к Фессалоникийцам. История создания.

Традиционно считается, что 1 и 2 послания фессалоникийцам были первыми посланиями апостола Павла, которые были включены в канон НЗ.

После получения 1Фес некоторые фессалоникийцы поняли слова апостола Павла о Втором пришествии Иисуса Христа на землю (эсхатологическое учение) как о событии, которое вот-вот наступит и забросили свои трудовые занятия, которые давали им и их семьям средства для пропитания, исполнять обязанности, вносили беспорядок в жизнь церкви и общества,т.е. становились бесчинными. Это создало в их поместной церкви некую нервозность. Поэтому Павел пишет им второе послание, котором описывает признаки приближающегося Второго пришествия. Так как во 2-ом послании пишется о предваряющих признаках, а не совершенно внезапном Пришествии как в в 1-ом послании, то некоторые библеисты сомневаются в том, что автор 2-го апостол Павел. Кроме того есть и места во 2-ом, что не соответствуют стилю апостола, а есть фрагменты, которые дословно повторяют 1-ое Послание, а подобное Павел, как известно, не практиковал. Некоторые считают даже, что 2-е было написано уже после казни Павла и даже в конце первого века. В древности считалось даже добродетелью выставлять не себя, а имя учителя в духе которого пишешь.

Учение о Втором Христовом пришествии содержится во 2-ой главе с 1 по 12-й стих:

“не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.”

от духа - яко бы от пророчеств; от слова - от поучения;

настоитъ (уже наступил) - а не наступает, как в синодальном переводе;

“Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,

противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.”

отступление (апостасия) Пришло из Маккавейских книг входящих в Библию. Попытка одного из царей-захватчиков (Антиох Епифан) навести в Иудее новый языческий религиозный порядок. Сжигались рукописи со СП, сотни иудеев были казнены, смерть за Обрезание, заставляли есть свинину. Народ не стерпел, когда в Святая Святых (место где стоял Ковчег Завета) царь приказал поставить статую Зевса и приносить ему свиные жертвы (“мерзость запустения” - так это было позднее названо в СП). Восстание маккавеев длилось 42 месяца и закончилось полным поражением царя, несмотря на всю его огромную силу. Но во время гонений и террора находились среди иудеев и отступники, которые соглашались стать язычниками. Наличие подобных отступников - один из эсхатологических признаков.

“человек греха, сын погибели” - антиБог (а антихрист, по христианскому учению, выдавать себя за Бога не станет).

Некоторые императоры (к примеру, Калигула поставил в храмах себе жертвенники и статуи. Единственном Иерусалимском храме этого не было. Прокуратор отсрочил исполнение приказа Калигулы в Иерусалиме. А повторный приказ пришел уже после убийства Калигулы и позднее отменяющего приказа нового императора Клавдия - дядя Калигулы.) Римской империи в 1-ом веке стали выдавать себя за Бога.

в храме Божием - в церковном здании, а м.б. не в здании, а среди христиан кто-то станет выдавать себя за Бога.

“Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,

да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду”.

Кто тот удерживающий антиБога - толкователи расходятся во мнениях.

Беседа 10. Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 2, стихи 3 — 5

Открыться - в греческом же стоит “быть открытым” - т.е. пассивный залог, а не возвратный глагол (с частицей “ся”), как в синодальном переводе. Т.е. не он сам, а кто-то откроет и явит его миру.

время - но стоит “кайрос” (назначенный срок, который устанавливает в данном случае Бог), а не “хронос” (время, как физическая величина) в греческом тексте.

“Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.” : в переводе с греческого так:”тайна беззакония уже действует, но только до тех пор пока не уйдёт удерживающий теперь.”

беззаконие - зло; удерживающий - Сперва полагали (со времён Константина Великого), что таким удерживающим является император, а за тем русский царь, после падения Византии, но империи рухнули вместе с императорами. Поэтому сейчас полагают, что удерживающий - Бог Отец, что следует и из Откровения Иоанна Богослова (открываются постепенно 7 печатей на свитке и начинается Суд Божий над миром. А частные Суды возникают после снятия 1 - 6 печатей; 7 - число полноты, окончания, цели; После снятия 6-ой печати Бог как бы медлит и не переходит сразу к Страшному Суду, а погибает ¼ нераскаявшегося человечества : появляются ангелы с семью трубами, и начиная с первой продолжают гибнуть люди без покаяния; и после звука седьмой трубы не происходит Страшного Суда, а погибло уже 1/3 человечества и появляются 7 громов. И Бог запрещает Иоанну описывать те события в результате которых погибнет ½ нераскаявшегося человечества. Суд же наступает после излияния 7 чаш гнева. )

чудеса и знаменья ложные от чудес и знамений истинных отличаются не своим материальным составом, а в смысле чуда, куда оно ведет человека: если к Богу - истинное, т.к. приводит к его спасению.

Погибнут те кто ждет обмана от “сына погибели” и отверг Бога. Бог даст им то, чего они хотят - действие заблуждения.

Беседа 11. Первое послание к Коринфянам. История создания

1-ое послание Коринфянам написано около 56-57 года в Эфесе (на западе современной Турции), через несколько лет после того как Павел покинул Коринф. В Коринфе Павел пробыл полтора года в 50-х годах. Коринф - административный центр Ахайи - южной провинции Римской империи на Пелопонесском полуострове (Афины в то время были культурным центром с немногочисленным населением). В 146 г. до Р.Х. Коринф (богатейший город с двумя портами:чтобы не огибать весь Пелопонесский полуостров было удобно пристать в тихой гавани одного порта, выгрузить товары, перевезти их через узкий перешеек и погрузить их на борт судна, которое ожидало во втором порту) был полностью разрушен римлянами и только Юлий Цезарь в 44 г. до Р.Х. его основал заново. В городе жила римская знать и народ со всей “экумены”(вселенной) - территории под властью Рима. Проживала в городе и многочисленная диаспора иудеев, ремесленников. Павел начал проповедовать в синагогах и обратил в христианство часть язычников (“чтущих/боящихся Бога”), которые посещали синагоги, но еще не принимали иудейскую веру полностью.(см. 18 главу “Деяний апостолов” из НЗ). Иудеи выгнали Павла из синагог и он стал проповедовать в одном из частных домов. Образовалась поместная Коринфская церковь, которая быстро росла в основном за счет низших слоев общества (бедных ремесленников и даже рабов). В основном церковь составляли “языко-христиане”, а “иудо -христиане”, чтущие одного Бога, были в меньшинстве. Христиане из язычников часто придерживались языческих представлений и правил поведения, воспринимали Христа, как одного из языческих мистериальных богов, считали, что истинные христиане под действием вселяющегося в них Духа Божьего обладают экстазическими возможностями и умениями говорить на неведомых языках (а раз таких способностей нет, то и не христианин). Социальное неравенство в этой церкви также породило трения между её членами (см. гл. 11). В церкви были также индивидуалистические начала между верующими: есть я и Бог, а окружающие меня христиане мне не интересны. Христианство - мы вместе в Боге (Церковь), а не я и Бог. Язычники же считали, что цель религиозной жизни - личное соединение с божеством в мистериях, что приводило к неправильному пониманию Крещения, Евхаристии - как средства индивидуального возвышения, обретения некоторых божественных сил, гарантии спасения (т.е. отношение к Таинствам, как к магии).

Философские взгляды того времени также оказывали влияние на новоначальных христиан: дуализм (разделение человека на небесно-высокий дух и низменное тело, тело принижалось по сравнению с духом, “тело есть гроб души”; т.е. платонизм, который выродился к 1-му веку в ересь гнозиса, гностики 2-го века отрицали телесность Иисуса Христа, что приводило к пониманию Его воскресения, как отделение души от низменного материального тела, душа воскресает, а тело сгнивает; бессмертие понималось, как чисто духовное бестелесное существование, которое уже может достигаться и в земной жизни, если отречься от материального мира: первый путь - измождение тела воздержаниям и постами, а второй - вел не к аскетизму, а полной распущенности,т.е. человек считал что его душа со Христом в небе, я весь уже в духе, а к телу я не имею никакого отношения и пусть оно существует само по себе и как существует ныне, страдает, объедается, блудит и т.д.) Христианство же учит, что человек есть целостное создание, а дуалистическое разделение вело либо к чрезмерному аскетизму, либо к полной распущенности (“крайние противоположности сходятся”). Свободу в Духе Святом (дар Христов совместной жизни в христианской любви), которую проповедовал Павел, заменяли на человеческий произвол чрезмерной аскезы, или распущенности. Благовестие (Евангелие - спасительное слово Божие о Христе и воскресении, которые стоят в противоречии ко всякой мирской человеческой мудрости) понимали как одно из философских эзотерических учений, которое позволяет постичь тайны окружающего мира и тем самым возвыситься над другими.

Кроме того в Коринфе было неверное понимание апостольства (посланников Бога о возвещении Благой вести, т.е. Евангелия) как великого философа, экстрасенса, педагога по введению в тайны, руководитель, который ведет к особой мудрости и духовности. Но Павел не оправдывает их ожиданий, он ведет себя всего лишь как вестник распятого и воскресшего Христа, без самовозвышающей риторики и фокуничества, его задача - постройка поместной церкви, как храма Божьего. А поиск мудрых руководителей приводил коринфян разделениям и к образованию сектантских групп. Это послание - первый сохранившийся документ о проблеме экуменизма (слияния поместных церквей в целое).

 

Беседа 12. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стих 1

Апостол - законный посланник Иисуса Христа. Христос - Мессия, помазанник Бога Отца.

Святые - не нравственно совершенные члены поместной церкви, а то что они избраны и освящены Богом в таинстве крещения.

Призывающие - из ВЗ(Ветхого Завета): “всякий призывающий имя Господне спасется”.

место - место молитвы

Благодать - незаслуженный дар Божественной любви. Она ощутима прежде всего в духовном богатстве Церкви, духовных дарах, которые в Церкви проявляются, а не в каком-то эмоциональном душевном переживании верующих.

“в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием”

словом - умение говорить; познанием - откровения о божественных тайнах

1:6 на греч.: в той мере, в которой свидетельство Христово утверждено в вас.”

Духовные дары, которые даются христианам предваряют их духовное совершенство, которое достижимо лишь в Боге после Страшного суда.

 

Беседа 13. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стихи 10-11

Главы 1-4 о причинах разделения церкви и путях их преодоления. Подмена Божественного откровения на человеческое мудрование. Ересь самоспасения: достаточно собственной мудрости и сил, чтобы спастись.

1:10 -1:17 Рассуждения о партиях(группировках) в церкви. Братское увещание, а не авторитетный апостольский приказ. Нужно единодушие церкви в Духе Святом, что сохраняет цекровь. Но единство - это не единообразие. Церковь - это многообразие в единстве. Любовь христианская объединяет всех членов Церкви.

“Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?”

Крещение в древнем мире было очень распространенным обычаем (и светский, и религиозный). Это было погружение в воду, которое символизировало, например, полное забвение принадлежности только что купленного раба старому хозяину и переход для служения новому. Крещение во имя нового господина этого раба, с заменой ему имени и одежды. После же христианского крещения во имя Иисуса Христа крещаемый становился “рабом Иисуса Христа”(воистину свободным человеком, который освобождается Им от рабства грехам и смерти).

Духовное дарование (по греч. “харизма”) - дает разнообразие деятельности христиан в церкви. Единство тела (Церкви) обеспечивается многообразием его членов.

“Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.”

Премудрость слова - риторика.

Упразднить - опустошить (в переводе с ц.-с.) Праздный (ц.с.) - пустой. Праздник - день ненаполненный трудом.

Форма речи должна всегда соответствовать содержанию речи.

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Беседа 14. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стих 18

 

1:18-1.25 Причины разделения в Коринфской церкви. Павел использует символику греческих трагедий, в которых мудрость человеческая на поверку оказывается глупостью, а мудрость приходит только от богов.
“немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.”
“мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие”
Спасение людям пришло через казнь Иисуса Христа - преступника иудейских и римских законов.
Познание Бога - соединение с Ним. Человека Бог приближает к себе непостижимым путем - через крест (т. е. смерть Иисуса Христа на кресте) и Его воскресение.
Вера - дар Божий, её невозможно получить человеку самостоятельно.

 

Беседа 15. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стихи 26-28

 

1:26-31 О следствиях нашей веры в спасительную жертву креста Христова.
Вершина Евангелия - весть о воскресении, но начало и основание Благовестия - вера о жертве на кресте.
1:28 “и худородная мiра и уничиженная избра Богъ, и не сущая, да сущая упразднитъ”
Не сущая - тех малозначительных людей, что считаются в мире практически за ничто. Сущая - наоборот, люди успешные и влиятельные.
1:29 “для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.”
Плоть - человек в греховном существовании, падший временный человеческий мир. Хвалиться - полагаться на свои силы, преимущество, успехи, забывать, что абсолютно всем обязан Богу.
Быть в Боге - иметь общение и соединение с Богом.
Праведность( правда - на ц.с.) - верность Бога Своему слову, обетованию о спасении человека(когда в тексте Библии речь идет о Боге). Если же слово “праведность” применяется к человеку, то оно означает способность человека правильно(праведно) относиться к Богу. Только при правильном отношении к Богу , а не собственных дел, заслуг, совершенств , человек может выстоять на Страшном Суде и обрести вечную жизнь. Праведность - дар Божий.
Освящение - близость к Богу, тесное общение с Богом. Святой - тот, кто общается с Богом. Святой предмет - тот предмет, который принадлежит Богу. Освящение - процесс приближения к Богу и это опять же - дар Божий. Все дары Божии христианам даются через Иисуса Христа, через Которого происходит первоначальное освящение в таинстве крещения, через нашу веру и согласие на принятие даров. Освящение предметов в Церкви - не какой-то магический ритуал, а обещание Богу, что освящаемое будет использоваться для службы Ему, а не во зло себе и людям.Искупление (слово церковнославянское) - это не только искупление от греха (в узком понимании этого слова у апостола Павла), но и полное освобождение от всякого греха, от всякой погибели, от всего что ограничивает свободу и жизненные возможности человека, освобождение от зла, власти смерти, Закона, всяческих притеснений , т.е. искупление (выкуп)на свободу. Русское слово “выкуп” используется в трех значениях: 1. выкуп из плена, рабства 2. весь процесс исхода израильтян из Египта в Обетованную землю, выход на свободу из египетского рабства 3. еврейский праздник очищения Йом-Киппу́р - в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов(через жертвенное животное). И человек приобретал свободу от греха, освященную Богом жизнь. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.
Апостол показывает Коринфянам как далеко они удалились от центра веры - крестной жертвы Сына Божьего. А поэтому: “хвалящийся хвались Господом”(вольная цитата Павла слов пророка Иеремии) распятым и воскресшим. Т.е. не самодовольство и бахвальство должно быть, а благодарность Господу нашему Иисусу Христу. Всё доброе исходит от Бога, а поэтому и похвала может быть только Ему в Господе Иисусе Христе.

 

Беседа 16. Первое послание к Коринфянам. Глава 2

 

2:1-5 Павел рассказывает о проповеди им Евангелия и создании Коринфской церкви (около 50 г.) Распятый и воскресший Христос был сердцевиной его проповеди в Коринфе. Сам проповедник Павел выступает не в блеске, а в немощи.
Страх и трепет - благоговение.
“И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы,
чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.”
2:6-9 Здесь говорится не о мудрости человеческой, а о тайнах Божьих.
Совершенные (от греч. слова “конечная цель”)- те в Коринфской церкви, кто уже считал себя исполненными мудрости и дарований после христианского крещения (т.е. Павел с некоторой иронией употребляет здесь это слово.) Совершенные - те, кто достиг цели по замыслу Божьему: Дева Мария, например. По халкидонскому догмату совершенным является и Богочеловек Иисус Христос (цель достижения богоподобия, которая была определена Адаму, была достигнута только Иисусом Христом - новым Адамом, положившим основание для нового богоподобного человечества.)
Век сей - этот физический мир. Отправляя Иисуса Христа на распятие, политические и религиозные власти Израиля были орудиями демонических сил, которые в конечном итоге будут повержены Богом.
“проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей”
“не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.” Т.е. нам сейчас не постичь того счастливого состояния (славы), в котором люди будут пребывать в жизни вечной.
2:10-16 Тайны Божии открываются Богом в откровении при даровании им Духа Святого. Павел использует древнюю мысль:”Подобное познается подобным”.
“мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога”
“Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.”
Духовность - обретение(стяжание) Святого Духа, а не духовный сан священства в церкви. Душевность - непронизанность Духом Святым, закрытость от тайн Божьих.
Душа - жизненное начало дарованное человеку Богом.
Иоанн Златоуст сравнивает духовных людей со зрячими, а духовных - со слепыми.
Судить - здесь: понимать, обсуждать, а не суд в юридическом смысле.
Ум (дух, ум, сердце, внутренний человек)- почти тождественен здесь понятию Дух Христов, как дар верующим.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сегодня прощаемся с автором этих бесед профессором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии архимандритом Ианнуарием (в миру – Ивлиев Дмитрий Яковлевич).

Упокой, Господи, служителя Твоего Ианнуария и прости ему вся согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Воспоминания об архимандрите Ианнуарии: см., см.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×