Перейти к содержанию
Авторизация  
Е в г е н и й

Беседы на Послания апостола Павла

Рекомендуемые сообщения

https://azbyka.ru/audio/besedy-na-poslanija-apostola-pavla.html

Эти беседы, полагаю, будут интересны даже неправославным.

Предметные доброжелательные дискуссии по услышанному/прочитанному тоже, надеюсь, будут нелишними.

 

Беседа 1. Введение

Библеистика - наука изучающая Священное Писание (СП).

Фрагменты текста на папирусе сохранились лишь с первой половины второго века, а греческие тексты  дошли с 4 и более поздних веков.

Текстология - первая ступень изучения Библии, это наука изучает текст(около 200 лет назад начато). В результате получили критический текст СП - гипотетический оригинальный текст.

2-ая ступень - исагогика , введение в СП.Кто, когда, где и почему написал определённую книгу СП.

3-ая ступень экзегетика, объяснение, комментарий, точное прочтение текста. Исследует буквальный смысл, который пытался автор вложить в текст.

Герменевтика - перевод на язык другой культуры,  общения, истолкование (буквальное; иносказательное, т.е. аллегорическое)- 4-ая ступень.

Беседа 2. Проблемы перевода

Первое послание фессалоникийцам апостола Павла - старейший текст, вошедший в канон Нового Завета (НЗ).

Перевод на церковнославянский (ЦС) язык с греческого(койне - диалект греческого разговорного языка, на котором написан НЗ) - подстрочник(калька), т. е. в основном переложение с исходного языка слово за словом. Калька следует законам чуждого языка и бывает трудной для понимания, но точно передаёт слово за словом.

Эпистолярный стиль - стиль написания писем (от кого, кому, приветствие: радоваться!- на греческом, или сальве! будь спасён! - на латинском; молитва об адресате: евхаристия - благодарение, или евлогия - благословение; основная часть; концовка послания: приветствия, заключительное благословение, указания, будь здоров! - вале, подпись) .

Беседа 3. Первое послание к Фессалоникийцам. История создания

Фессалоники - столица Македонии (римской провинции  на севере Пелопонесского полуострова). Коринф - столица Ахайи (римской провинции на юге этого полуострова). Павел посетил Фессалоники во время своего второго миссионерского путешествия (49-52г.). За 2-3 мес. он организовал там христианскую общину. Ему пришлось спасаться от туда бегством. Находясь уже в Коринфе, он пишет это письмо.

Благодать - дар Божий даваемый Святым Духом верующим для спасения.

Беседа 4. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 1, стихи 2 — 5

 

"непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим" вера, любовь, упование(надежда) - дары Божьи. То, что любовь здесь стоит между верой и упованием - риторический приём в древности, когда самое важное/почётное ставится по центру. А дело, труд, терпение - ответ самого человека на эти дары.
Необходимо знать об изменении значений в современности некоторых слов из переводов СП.
Вера - полное доверие, послушание воле Божьей, спасительному Слову Божьему, Евангелию(Благовестию), а не некоторая интеллектуальная, или сердечная убеждённость, как ныне( веришь в Бога?,т.е. разделяешь мнение о Его существовании). В древности в существовании богов не сомневались. Вера - дар Божий, т.е. уговорить себя верить - невозможно, это - сверхъестественный дар.
Дело - благовествование, т.е. распространение Евангелия, евангелизация. Ответ человека на дар Божий веру. Делатель - также часто имеет в НЗ миссионерское значение. "жатвы много, а делателей мало"
Любовь - в русском языке означает чувства разного характера (чувственная любовь - эрос, родительская - сторги, дружба до самопожертвования - филия, христианская любовь - агапи). Агапи - сверхъестественное чувство(как любовь к врагам из Нагорной проповеди; видеть в каждом образ Божий).
Труд любви - здесь заключается в определённых действиях: материальной поддержке друг-друга, нуждающимся христианам других церквей(особенно Иерусалимской, подвергнувшейся тогда наибольшим гонениям), что требует жертвенности.
Упование(надежда) - абсолютно уверенное ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, а не желание того в чём нет абсолютной уверенности.
Терпение - мужество и стойкость в условиях гонений, а не пассивное ожидание.
Избрание - усыновление Богом по благодати возможно для любого верующего(не из лекции).

 

Изменено пользователем Е в г е н и й
  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О браке  1-е послание Апостола Павла к Коринфянам 7 глава

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

а вот это Послание к Галатам святого апостола Павла 1 глава напрямую связано с нынешнем положением в Православной Церкви

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Беседа 5. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 1, стих 6 — глава 2, стих 12

 

Подражательство - учительско-педагогический термин в древности, и означает процеcc достижения учеником образовательно-нравственного уровня учителя. Патриархальные устои в обществе распространяли свое действие и на отношения между учеником и учителем. Считалось, что ученик не может превзойти мастерства учителя, а поэтому достижения ученика приписывались учителю. Так уже через многие века после Гиппократа многие врачи древности считали его своим учителем и собственные медицинские исследования подписывали его именем."И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго" - подражательство в несении своего креста в муках и скорбях с радостью Духа Святого. Жизненный крест должен восприниматься как малое подобие скорбей, тягот, лишений Иисуса Христа.
Скорбь- гнёт, внешнее давление, притеснение, а не некое душевное смятение, уныние, внутреннее недомогание.
Радость Духа Святого - внутренний подъём, который даруется христианам Богом.
Место - собрание верующих. "и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога" На греческом и ЦС не "слава о вере", а сама вера изошла от них, т.е. Евангелие, содержащее веру в Бога, а не слава фессалоникийцев.
Рассказывать - возвещать, проповедовать.
Вход - посещение с благовестием, т.е. проповедованием Евангелия.
Истина - то что есть на самом деле (по объяснению Павла Флоренского).
Небо - духовный, Божественный, невидимая часть созданного Богом мира.
Гнев - антропоморфизм(описание Бога человеческими проявлениями, свойствами) и означает суд, осуждение, погибель. От чего спасает воскресение Иисуса Христа, если мы соединимся с Ним и в нашей жизни, и в нашей смерти, и в нашем воскресении.
Дерзание - открытая смелая речь. Антоним - дерзость.
Подвиг - борьба, напряжение, большое сопротивление.
Нечистота - языческий образ жизни. Антоним - чистота, святость.
Ласкательство - лесть, заискивание, угодничество, подхалимство.
Корысть - тайная алчность, жадность.
Быть в тягость ("въ тяготе быти") - Апостолы могли питаться от своего благовествования, обременять материально тех кому проповедовали, но Павел занимался ремеслом и содержал себя сам.

 

Беседа 6. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 2, стих 13 — глава 4, стих 12

 

Освящение - принятие христиан в общение с Триединым Богом через Его воплотившуюся ипостась. Это и спасительное действие Божие и задача для христиан.
Духовный блуд - идолослужение.
Стяжевати - брать, получать. "свой сосyдъ стяжевaти во святыне и чести". сосудом в СП часто называется женщина.
Лихоимствовать - обкрадывать.
Братолюбие (филадельфия) - помощь нуждающимся братьям, выражающаяся в частности и материальных пожертвованиях для них.

 

Беседа 7. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 4, стихи 13 — 18

 

" мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших" не опередим
"яко Сам Господь въ повелении, во гласе архангелове и трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее" По повелению Бога Отца, Который и сотворил наш мир словом, и закончит его существование.
Восхищение - обожение христиан, обретение в том числе и бессмертия.
Облако - как зримый образ присутствия Божьего, Его силы и славы.
Воздух - то, что находится между духовным и материальным частями мира.
Сретенье - перевод греческого слова означающего: как горожане выходят с белым флагом и ключом на встречу осаждающему войску, передают подношения и саму власть главе войска, и затем уже все вместе вновь идут в поверженный город. Так и христиане, с преображёнными телами, встретят Господа в воздухе, о пойдут с Ним на уже преображённую, новую землю.

 

Беседа 8. Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 5.

 

"мир и безопасность" - один из основных лозунгов Римской империи. А первым миротворцем до неё был Александр Македонский.
бодрствовать и трезвиться - в духовном понимании: постоянное ожидание Господа; трезвое ожидание - хранение своего ума и сердца в ясности.
почитать их - оказывать материальную помощь.
бесчинные - бездельники, которые забросили заботу о близких и ожидали скорого пришествия Господа.
малодушные - трусливые, боящиеся преследований.
слабые - неукоренившиеся в вере, суеверных, обрядоверных.
пророчество - передача человеком слов от Бога."Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь" испытывать пророчества, а от Бога ли они.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Беседа 9. Второе послание к Фессалоникийцам. История создания.

Традиционно считается, что 1 и 2 послания фессалоникийцам были первыми посланиями апостола Павла, которые были включены в канон НЗ.

После получения 1Фес некоторые фессалоникийцы поняли слова апостола Павла о Втором пришествии Иисуса Христа на землю (эсхатологическое учение) как о событии, которое вот-вот наступит и забросили свои трудовые занятия, которые давали им и их семьям средства для пропитания, исполнять обязанности, вносили беспорядок в жизнь церкви и общества,т.е. становились бесчинными. Это создало в их поместной церкви некую нервозность. Поэтому Павел пишет им второе послание, котором описывает признаки приближающегося Второго пришествия. Так как во 2-ом послании пишется о предваряющих признаках, а не совершенно внезапном Пришествии как в в 1-ом послании, то некоторые библеисты сомневаются в том, что автор 2-го апостол Павел. Кроме того есть и места во 2-ом, что не соответствуют стилю апостола, а есть фрагменты, которые дословно повторяют 1-ое Послание, а подобное Павел, как известно, не практиковал. Некоторые считают даже, что 2-е было написано уже после казни Павла и даже в конце первого века. В древности считалось даже добродетелью выставлять не себя, а имя учителя в духе которого пишешь.

Учение о Втором Христовом пришествии содержится во 2-ой главе с 1 по 12-й стих:

“не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.”

от духа - яко бы от пророчеств; от слова - от поучения;

настоитъ (уже наступил) - а не наступает, как в синодальном переводе;

“Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,

противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.”

отступление (апостасия) Пришло из Маккавейских книг входящих в Библию. Попытка одного из царей-захватчиков (Антиох Епифан) навести в Иудее новый языческий религиозный порядок. Сжигались рукописи со СП, сотни иудеев были казнены, смерть за Обрезание, заставляли есть свинину. Народ не стерпел, когда в Святая Святых (место где стоял Ковчег Завета) царь приказал поставить статую Зевса и приносить ему свиные жертвы (“мерзость запустения” - так это было позднее названо в СП). Восстание маккавеев длилось 42 месяца и закончилось полным поражением царя, несмотря на всю его огромную силу. Но во время гонений и террора находились среди иудеев и отступники, которые соглашались стать язычниками. Наличие подобных отступников - один из эсхатологических признаков.

“человек греха, сын погибели” - антиБог (а антихрист, по христианскому учению, выдавать себя за Бога не станет).

Некоторые императоры (к примеру, Калигула поставил в храмах себе жертвенники и статуи. Единственном Иерусалимском храме этого не было. Прокуратор отсрочил исполнение приказа Калигулы в Иерусалиме. А повторный приказ пришел уже после убийства Калигулы и позднее отменяющего приказа нового императора Клавдия - дядя Калигулы.) Римской империи в 1-ом веке стали выдавать себя за Бога.

в храме Божием - в церковном здании, а м.б. не в здании, а среди христиан кто-то станет выдавать себя за Бога.

“Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,

да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду”.

Кто тот удерживающий антиБога - толкователи расходятся во мнениях.

Беседа 10. Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 2, стихи 3 — 5

Открыться - в греческом же стоит “быть открытым” - т.е. пассивный залог, а не возвратный глагол (с частицей “ся”), как в синодальном переводе. Т.е. не он сам, а кто-то откроет и явит его миру.

время - но стоит “кайрос” (назначенный срок, который устанавливает в данном случае Бог), а не “хронос” (время, как физическая величина) в греческом тексте.

“Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.” : в переводе с греческого так:”тайна беззакония уже действует, но только до тех пор пока не уйдёт удерживающий теперь.”

беззаконие - зло; удерживающий - Сперва полагали (со времён Константина Великого), что таким удерживающим является император, а за тем русский царь, после падения Византии, но империи рухнули вместе с императорами. Поэтому сейчас полагают, что удерживающий - Бог Отец, что следует и из Откровения Иоанна Богослова (открываются постепенно 7 печатей на свитке и начинается Суд Божий над миром. А частные Суды возникают после снятия 1 - 6 печатей; 7 - число полноты, окончания, цели; После снятия 6-ой печати Бог как бы медлит и не переходит сразу к Страшному Суду, а погибает ¼ нераскаявшегося человечества : появляются ангелы с семью трубами, и начиная с первой продолжают гибнуть люди без покаяния; и после звука седьмой трубы не происходит Страшного Суда, а погибло уже 1/3 человечества и появляются 7 громов. И Бог запрещает Иоанну описывать те события в результате которых погибнет ½ нераскаявшегося человечества. Суд же наступает после излияния 7 чаш гнева. )

чудеса и знаменья ложные от чудес и знамений истинных отличаются не своим материальным составом, а в смысле чуда, куда оно ведет человека: если к Богу - истинное, т.к. приводит к его спасению.

Погибнут те кто ждет обмана от “сына погибели” и отверг Бога. Бог даст им то, чего они хотят - действие заблуждения.

Беседа 11. Первое послание к Коринфянам. История создания

1-ое послание Коринфянам написано около 56-57 года в Эфесе (на западе современной Турции), через несколько лет после того как Павел покинул Коринф. В Коринфе Павел пробыл полтора года в 50-х годах. Коринф - административный центр Ахайи - южной провинции Римской империи на Пелопонесском полуострове (Афины в то время были культурным центром с немногочисленным населением). В 146 г. до Р.Х. Коринф (богатейший город с двумя портами:чтобы не огибать весь Пелопонесский полуостров было удобно пристать в тихой гавани одного порта, выгрузить товары, перевезти их через узкий перешеек и погрузить их на борт судна, которое ожидало во втором порту) был полностью разрушен римлянами и только Юлий Цезарь в 44 г. до Р.Х. его основал заново. В городе жила римская знать и народ со всей “экумены”(вселенной) - территории под властью Рима. Проживала в городе и многочисленная диаспора иудеев, ремесленников. Павел начал проповедовать в синагогах и обратил в христианство часть язычников (“чтущих/боящихся Бога”), которые посещали синагоги, но еще не принимали иудейскую веру полностью.(см. 18 главу “Деяний апостолов” из НЗ). Иудеи выгнали Павла из синагог и он стал проповедовать в одном из частных домов. Образовалась поместная Коринфская церковь, которая быстро росла в основном за счет низших слоев общества (бедных ремесленников и даже рабов). В основном церковь составляли “языко-христиане”, а “иудо -христиане”, чтущие одного Бога, были в меньшинстве. Христиане из язычников часто придерживались языческих представлений и правил поведения, воспринимали Христа, как одного из языческих мистериальных богов, считали, что истинные христиане под действием вселяющегося в них Духа Божьего обладают экстазическими возможностями и умениями говорить на неведомых языках (а раз таких способностей нет, то и не христианин). Социальное неравенство в этой церкви также породило трения между её членами (см. гл. 11). В церкви были также индивидуалистические начала между верующими: есть я и Бог, а окружающие меня христиане мне не интересны. Христианство - мы вместе в Боге (Церковь), а не я и Бог. Язычники же считали, что цель религиозной жизни - личное соединение с божеством в мистериях, что приводило к неправильному пониманию Крещения, Евхаристии - как средства индивидуального возвышения, обретения некоторых божественных сил, гарантии спасения (т.е. отношение к Таинствам, как к магии).

Философские взгляды того времени также оказывали влияние на новоначальных христиан: дуализм (разделение человека на небесно-высокий дух и низменное тело, тело принижалось по сравнению с духом, “тело есть гроб души”; т.е. платонизм, который выродился к 1-му веку в ересь гнозиса, гностики 2-го века отрицали телесность Иисуса Христа, что приводило к пониманию Его воскресения, как отделение души от низменного материального тела, душа воскресает, а тело сгнивает; бессмертие понималось, как чисто духовное бестелесное существование, которое уже может достигаться и в земной жизни, если отречься от материального мира: первый путь - измождение тела воздержаниям и постами, а второй - вел не к аскетизму, а полной распущенности,т.е. человек считал что его душа со Христом в небе, я весь уже в духе, а к телу я не имею никакого отношения и пусть оно существует само по себе и как существует ныне, страдает, объедается, блудит и т.д.) Христианство же учит, что человек есть целостное создание, а дуалистическое разделение вело либо к чрезмерному аскетизму, либо к полной распущенности (“крайние противоположности сходятся”). Свободу в Духе Святом (дар Христов совместной жизни в христианской любви), которую проповедовал Павел, заменяли на человеческий произвол чрезмерной аскезы, или распущенности. Благовестие (Евангелие - спасительное слово Божие о Христе и воскресении, которые стоят в противоречии ко всякой мирской человеческой мудрости) понимали как одно из философских эзотерических учений, которое позволяет постичь тайны окружающего мира и тем самым возвыситься над другими.

Кроме того в Коринфе было неверное понимание апостольства (посланников Бога о возвещении Благой вести, т.е. Евангелия) как великого философа, экстрасенса, педагога по введению в тайны, руководитель, который ведет к особой мудрости и духовности. Но Павел не оправдывает их ожиданий, он ведет себя всего лишь как вестник распятого и воскресшего Христа, без самовозвышающей риторики и фокуничества, его задача - постройка поместной церкви, как храма Божьего. А поиск мудрых руководителей приводил коринфян разделениям и к образованию сектантских групп. Это послание - первый сохранившийся документ о проблеме экуменизма (слияния поместных церквей в целое).

 

Беседа 12. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стих 1

Апостол - законный посланник Иисуса Христа. Христос - Мессия, помазанник Бога Отца.

Святые - не нравственно совершенные члены поместной церкви, а то что они избраны и освящены Богом в таинстве крещения.

Призывающие - из ВЗ(Ветхого Завета): “всякий призывающий имя Господне спасется”.

место - место молитвы

Благодать - незаслуженный дар Божественной любви. Она ощутима прежде всего в духовном богатстве Церкви, духовных дарах, которые в Церкви проявляются, а не в каком-то эмоциональном душевном переживании верующих.

“в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием”

словом - умение говорить; познанием - откровения о божественных тайнах

1:6 на греч.: в той мере, в которой свидетельство Христово утверждено в вас.”

Духовные дары, которые даются христианам предваряют их духовное совершенство, которое достижимо лишь в Боге после Страшного суда.

 

Беседа 13. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стихи 10-11

Главы 1-4 о причинах разделения церкви и путях их преодоления. Подмена Божественного откровения на человеческое мудрование. Ересь самоспасения: достаточно собственной мудрости и сил, чтобы спастись.

1:10 -1:17 Рассуждения о партиях(группировках) в церкви. Братское увещание, а не авторитетный апостольский приказ. Нужно единодушие церкви в Духе Святом, что сохраняет цекровь. Но единство - это не единообразие. Церковь - это многообразие в единстве. Любовь христианская объединяет всех членов Церкви.

“Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?”

Крещение в древнем мире было очень распространенным обычаем (и светский, и религиозный). Это было погружение в воду, которое символизировало, например, полное забвение принадлежности только что купленного раба старому хозяину и переход для служения новому. Крещение во имя нового господина этого раба, с заменой ему имени и одежды. После же христианского крещения во имя Иисуса Христа крещаемый становился “рабом Иисуса Христа”(воистину свободным человеком, который освобождается Им от рабства грехам и смерти).

Духовное дарование (по греч. “харизма”) - дает разнообразие деятельности христиан в церкви. Единство тела (Церкви) обеспечивается многообразием его членов.

“Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.”

Премудрость слова - риторика.

Упразднить - опустошить (в переводе с ц.-с.) Праздный (ц.с.) - пустой. Праздник - день ненаполненный трудом.

Форма речи должна всегда соответствовать содержанию речи.

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Беседа 14. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стих 18

 

1:18-1.25 Причины разделения в Коринфской церкви. Павел использует символику греческих трагедий, в которых мудрость человеческая на поверку оказывается глупостью, а мудрость приходит только от богов.
“немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.”
“мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие”
Спасение людям пришло через казнь Иисуса Христа - преступника иудейских и римских законов.
Познание Бога - соединение с Ним. Человека Бог приближает к себе непостижимым путем - через крест (т. е. смерть Иисуса Христа на кресте) и Его воскресение.
Вера - дар Божий, её невозможно получить человеку самостоятельно.

 

Беседа 15. Первое послание к Коринфянам. Глава 1, стихи 26-28

 

1:26-31 О следствиях нашей веры в спасительную жертву креста Христова.
Вершина Евангелия - весть о воскресении, но начало и основание Благовестия - вера о жертве на кресте.
1:28 “и худородная мiра и уничиженная избра Богъ, и не сущая, да сущая упразднитъ”
Не сущая - тех малозначительных людей, что считаются в мире практически за ничто. Сущая - наоборот, люди успешные и влиятельные.
1:29 “для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.”
Плоть - человек в греховном существовании, падший временный человеческий мир. Хвалиться - полагаться на свои силы, преимущество, успехи, забывать, что абсолютно всем обязан Богу.
Быть в Боге - иметь общение и соединение с Богом.
Праведность( правда - на ц.с.) - верность Бога Своему слову, обетованию о спасении человека(когда в тексте Библии речь идет о Боге). Если же слово “праведность” применяется к человеку, то оно означает способность человека правильно(праведно) относиться к Богу. Только при правильном отношении к Богу , а не собственных дел, заслуг, совершенств , человек может выстоять на Страшном Суде и обрести вечную жизнь. Праведность - дар Божий.
Освящение - близость к Богу, тесное общение с Богом. Святой - тот, кто общается с Богом. Святой предмет - тот предмет, который принадлежит Богу. Освящение - процесс приближения к Богу и это опять же - дар Божий. Все дары Божии христианам даются через Иисуса Христа, через Которого происходит первоначальное освящение в таинстве крещения, через нашу веру и согласие на принятие даров. Освящение предметов в Церкви - не какой-то магический ритуал, а обещание Богу, что освящаемое будет использоваться для службы Ему, а не во зло себе и людям.Искупление (слово церковнославянское) - это не только искупление от греха (в узком понимании этого слова у апостола Павла), но и полное освобождение от всякого греха, от всякой погибели, от всего что ограничивает свободу и жизненные возможности человека, освобождение от зла, власти смерти, Закона, всяческих притеснений , т.е. искупление (выкуп)на свободу. Русское слово “выкуп” используется в трех значениях: 1. выкуп из плена, рабства 2. весь процесс исхода израильтян из Египта в Обетованную землю, выход на свободу из египетского рабства 3. еврейский праздник очищения Йом-Киппу́р - в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов(через жертвенное животное). И человек приобретал свободу от греха, освященную Богом жизнь. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.
Апостол показывает Коринфянам как далеко они удалились от центра веры - крестной жертвы Сына Божьего. А поэтому: “хвалящийся хвались Господом”(вольная цитата Павла слов пророка Иеремии) распятым и воскресшим. Т.е. не самодовольство и бахвальство должно быть, а благодарность Господу нашему Иисусу Христу. Всё доброе исходит от Бога, а поэтому и похвала может быть только Ему в Господе Иисусе Христе.

 

Беседа 16. Первое послание к Коринфянам. Глава 2

 

2:1-5 Павел рассказывает о проповеди им Евангелия и создании Коринфской церкви (около 50 г.) Распятый и воскресший Христос был сердцевиной его проповеди в Коринфе. Сам проповедник Павел выступает не в блеске, а в немощи.
Страх и трепет - благоговение.
“И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы,
чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.”
2:6-9 Здесь говорится не о мудрости человеческой, а о тайнах Божьих.
Совершенные (от греч. слова “конечная цель”)- те в Коринфской церкви, кто уже считал себя исполненными мудрости и дарований после христианского крещения (т.е. Павел с некоторой иронией употребляет здесь это слово.) Совершенные - те, кто достиг цели по замыслу Божьему: Дева Мария, например. По халкидонскому догмату совершенным является и Богочеловек Иисус Христос (цель достижения богоподобия, которая была определена Адаму, была достигнута только Иисусом Христом - новым Адамом, положившим основание для нового богоподобного человечества.)
Век сей - этот физический мир. Отправляя Иисуса Христа на распятие, политические и религиозные власти Израиля были орудиями демонических сил, которые в конечном итоге будут повержены Богом.
“проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей”
“не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.” Т.е. нам сейчас не постичь того счастливого состояния (славы), в котором люди будут пребывать в жизни вечной.
2:10-16 Тайны Божии открываются Богом в откровении при даровании им Духа Святого. Павел использует древнюю мысль:”Подобное познается подобным”.
“мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога”
“Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.”
Духовность - обретение(стяжание) Святого Духа, а не духовный сан священства в церкви. Душевность - непронизанность Духом Святым, закрытость от тайн Божьих.
Душа - жизненное начало дарованное человеку Богом.
Иоанн Златоуст сравнивает духовных людей со зрячими, а духовных - со слепыми.
Судить - здесь: понимать, обсуждать, а не суд в юридическом смысле.
Ум (дух, ум, сердце, внутренний человек)- почти тождественен здесь понятию Дух Христов, как дар верующим.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сегодня прощаемся с автором этих бесед профессором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии архимандритом Ианнуарием (в миру – Ивлиев Дмитрий Яковлевич).

Упокой, Господи, служителя Твоего Ианнуария и прости ему вся согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Воспоминания об архимандрите Ианнуарии: см., см.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×