Перейти к содержанию
  • Авторизация  

Мир навыка: личность рождается здесь

Новости

Как в современных условиях взрастить совестливого, смелого и самодостаточного человека с широким кругозором? Как отвлечь ребенка от гаджетов и социальных сетей и что предложить ему в качестве альтернативы? Как организовать молодежную каникулярную программу в любое время года? На эти и другие актуальные вопросы о воспитании ответил идеолог и соучредитель проекта "Мир навыка", сооснователь сети семейных центров "Пространство" Кирилл Лебедев в ходе интервью.

Первые шаги

– Кирилл, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к идее создания проекта "Мир навыка"?

– По первому образованию я инженер-метролог. В 2000 году стал студентом МГУПИ (Московский государственный университет приборостроения и информатики), в те годы в вузе существовал свой педагогический отряд, и я с удовольствием присоединился к команде вожатых. После прохождения подготовки я поехал работать в лагерь "Металлург" в Таганроге. Освоился быстро и, как говорится, пошел вверх по карьерной лестнице: стал старшим вожатым, потом замом директора по воспитательной работе.

В своей педагогической практике я постоянно искал что-то новое, потому что были вещи, которые мне совершенно не нравились. Приведу пример: в современном оздоровительном лагере действует огромное количество запретов, и зачастую ребенку предлагают условно безопасные варианты досуга, которые, однако, никак не соответствуют его полу и возрасту. Ну не должен 15-летний парень вышивать гладью или лепить человечков из пластилина! Возникает перекос: днем юноша лепит из пластилина, а вечером употребляет алкоголь и совершает нелицеприятные поступки. Уже тогда, в "Металлурге", я попытался изменить устоявшуюся систему и предложил совершенно иные варианты распорядка дня и его смыслового наполнения.

После "Металлурга" я работал и в других крупных детских лагерях, прошел Школу вожатых в "Артеке", побывал  за границей, изучил их опыт. В итоге я пришел к простому выводу: если хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам!

– Как складывался Ваш профессиональный путь? Какими были первые шаги в реализации собственного проекта?

– У меня всегда было несколько "параллельных" жизней. Так мои педагогические начинания перекликались с работой на благо родного края, который я очень люблю и пытаюсь всячески развивать (Кирилл – коренной житель поселка Лесной, прим.). Я был и сотрудником администрации в поселке Зеленоградский (работал под началом Людмилы Гастилло), и местным депутатом. Много лет я веду секцию рукопашного боя при школе в Лесном, где я сам когда-то учился.

Именно с коллектива ребят, посещавших мою секцию рукопашного боя, и начался "Мир навыка": в 2007 году мы впервые поехали с ребятами в Крым на три недели. Из этого опыта стало очевидно, что лагерь нужен нам только как площадка, как место пребывания, а содержание программы отдыха мы будем разрабатывать сами, чтобы не подстраиваться под чужие регламенты.

Как раз тогда руководитель одного туристического агентства подсказала мне идею открыть свой собственный проект, то есть организовать выезд в лагерь не только для ребят из секции рукопашного боя, а просто для всех желающих детей. Так постепенно у нас стали добавляться новые участники, появились новые площадки, а выезды мы стали совершать не только летом, но и в другие каникулярные периоды.

IMG_6687.jpg

С родителями договариваемся "на берегу"

– Наверное у Вас было понимание, что и как нужно делать, а скорее – что делать точно не нужно. Получается, что Вы сразу отказались от многих классических сценариев организации смены. Не возникало ли разногласий с родителями тех детей, что выезжали с Вами?

– Очень хороший вопрос. Мы знали, чего делать точно не хотим, а понимание, как надо делать, пришло не сразу. Но уже с самого начала мы делали упор на физическое воспитание подопечных, которое неразрывно связано с духовно-нравственной сферой.

Принцип отношений с родителями у нас всегда оставался неизменным – полная открытость, честность, доверие. Мы и теперь проводим собеседование с каждой семьей, которая планирует принять участие в наших программах. Если кто-то не разделяет наших ценностей, мы предпочитаем это выяснить "на берегу" и разойтись во избежание недоразумений. Особенность многих родителей в том, что они сами до конца не повзрослели, и многие их недовольства образовательным продуктом вращаются вокруг проблем с собственным эгоизмом: они пытаются продемонстрировать свою значимость. Чрезмерные необоснованные претензии я считаю проявлением потребительского экстремизма, к сожалению, в образовательной сфере это не редкость.

DSC_0819.jpg

"Следопыт" или "Уездный город"

– Какие программы проводит "Мир навыка" сегодня?

– Главное, что хочется отметить, мы не лагерь в традиционном понимании этого слова, у нас даже есть такой хештег: #НЕЛАГЕРЬ. Сейчас в "Мире навыка" действует около 70 программ, они подразделяются по различным направлениям деятельности, продолжительности, временам года. Но при этом на любом нашем курсе ребята не сторонние наблюдатели или зрители, а непосредственные участники самого действа. Благодаря нашим программам ребенок может здорово раскрыться, потому что здесь на него не навешивают ожиданий.

Расскажу вкратце об основных направлениях. Например, одна из популярнейших программ – "Следопыт", она рассчитана на юных охотников и рыболовов (под охотой мы понимаем исключительно фотоохоту). Как не заблудиться в лесу, как разжечь костер в дождливую погоду или без спичек, как поставить палатку или изготовить укрытие от непогоды из подручных материалов, как заготовить дрова – через эти и другие прикладные навыки мы учим детей самостоятельности. А ведь современному городскому ребенку очень трудно проявить самостоятельность где-либо, таких мест и обстоятельств крайне мало, везде все решают за него. Озеро, лес, звери, птицы, чистый родник, печёная картошка, ночёвка на сеновале, вечные ценности и люди с большой буквы – вот из чего состоит эта программа!

Важная деталь – мы никогда не стараемся убить время. У наших ребят в любой программе, наоборот, возникает нехватка времени, т.к. они хотят сделать очень многое. При этом в самый первый день мы собираем все гаджеты и телефоны до конца смены – таковы правила.

Большую роль мы отводим воспитанию патриотизма и чувства ответственности перед старшим поколением. Стихи у памятника на 9 мая – этого ведь явно недостаточно. Программа "Дорогами Победы" проходит в Старорусском районе Новгородской области, на участке ожесточенных боев 1941-1943 годов. Ребята участвуют в работе одного из лучших отрядов поисковой экспедиции «ДОЛИНА», погружаясь в круговорот событий увлекательного исторического приключения, посещая старые оборонительные сооружения и военно-исторические музеи.

Также у нас есть интересная серия программ, проходящая по принципу "Уездный город". Ребята едут в новое место, ничего не зная о нем заранее. Все маршруты, объекты, знакомства, тайминг они планируют уже в дороге совместно с руководителем программы.  Кроме того, мы реализуем и более короткие программы, рассчитанные на одни выходные, проводим тренинги и "Мероприятия со смыслом", "Школу вожатых", лекции известных педагогов и психологов.

IMG_5023.jpg

Коллектив объединяет идея

– Кирилл, в рассказе о разных проектах Вы используете местоимение "мы". Кто является вашими единомышленниками?

– В данный момент в коллективе 150 человек. Всех этих людей объединяет исключительно идея. Мы не сотрудничаем с теми, кто искал работу ради ставки или работу рядом с домом. Важное правило для всех, кто у нас работает – уметь делать все, что требуешь от ребенка. Костяк организации – руководители программ в "Мире навыка": Павел Карпачев, Александр Мусиенко, Кирилл Коптев, Тимур Карадаш, Сергей Малахов, Юрий Старостин, Роберт Туйкин и другие. Плюс ко всему многие наши нынешние сотрудники – инструкторы и наставники – когда-то были нашими учениками. Это удивительно – видеть, как растут дети! Например, те ребята, кто начинал ходить ко мне в секцию рукопашного боя еще в далеком 2005 году, теперь уже стали совсем взрослыми, у них уже свои семьи. Периодически бываю на свадьбах своих учеников.

– Каковы Ваши творческие планы на ближайшее будущее?

– "Мир навыка" отлично зарекомендовал себя. Но огорчало то, что успехи ребят, которых они достигают за время проведения программы, быстро сходят на нет в их повседневной жизни. Поэтому в 2017 году мы организовали еще один проект – сеть семейных центров "Пространство". Один из них находится в Лесном, и это не просто помещение в 230 кв.м. Для создания развивающей среды м используем все возможности инфраструктуры данного населенного пункта с прилегающими территориями: библиотеку, музыкальную и художественную школу, спортивный зал, уличные спортплощадки, бассейн, и наконец лесной массив и реку Скалбу! На данный момент центр посещает около 200 человек, из них 40 детей приходят к нам регулярно – это те ребята, родители которых выбрали семейную форму обучения на основании ФЗ№273РФ, с обязательным прикреплением к СОШ и государственной аттестацией по ФГОС. В Лесном семейный центр "Пространство" становится все популярнее, недавно мы открыли аналогичный центр в Ялте, с командой единомышленников планируем масштабировать это начинание и создать подобные центры в Питере, Всеволожске, Одинцово и других городах.

Ольга СОЛОВЬЕВА

2019_07_06-456.jpg

Адрес источника: http://inpushkino.ru/
    Авторизация  

Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

• Самое просматриваемое

• Кто в онлайне   1 пользователь, 4 анонимных, 1 092 гостя (Посмотреть всех)